Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный мир характеризуется культурными и цивилизационными изменениями, происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному, что приводит к изменению жизненных смыслов и ориентиров, ценностей, нравственных норм поведения людей. Массовая культура трансформирует культурные образцы прошлых эпох.
Важную роль в данном процессе играет мода, которая является механизмом, влияющим на широкий круг проблем и тенденций массового поведения [6, с. 8].
Само понятие моды у большинства общества рассматривается с точки зрения господства в течение определенного периода особого типа одежды и типов брендовых предметов с определенными внешними формами. Данное понимание моды является довольно ограниченным, так как современный подход включает сюда не только одежду, но и широкий круг предметов и явлений современной жизни - экономику, политику, искусство, речь, способы общения [1,с. 115].
Мода влияет на бытовые предметы, интерьер и способы коммуникации; масштаб ее влияния на всю современную жизнь стал определяющим.
Как доминантный феномен в современном обществе, мода заслуживает пристального внимания, поскольку её изучение позволяет познать особенности той или иной исторической эпохи в её культурном контексте.
В качестве особого сегмента, взаимодействующего с модой, выделим молодёжь, главная отличительная черта которой - динамичность, стремление к новому. Молодёжная аудитория, с одной стороны, является главным потребителем новых модных продуктов, с другой – задаёт тенденции к их распространению в обществе.
Целью данной работы является рассмотрение темы молодежи в обществе потребления.
Задачи:
- рассмотрение вопроса утверждения потребительской культуры;
- изучить генезис понятия концепта «общество потребления»;
- рассмотреть факторы формирования потребительского поведения молодежи;
- описать потребительскую культуру в ценностных ориентирах молодёжи.
Объект исследования – потребительская культура. Предмет исследования – специфика современной потребительской культуры молодежи.
Глава 1 Становление общество потребления
1.1 Утверждение потребительской культуры
Культура представляет собой комплексное явление, основанное на относительно устойчивых идеях и представлениях человека о мире и о ценностях. Можно сказать, что культура выполняет определенную функцию программы, задающей векторы развития человека и всего социума, формирует определенное культурное поле [12, с. 139].
Потребление выступает как процесс использования продукта при удовлетворении потребностей индивидуума, процесс свободного индивидуального выбора.
Соответственно, культура потребления - это определенный уровень использования достижений человечества на определенном этапе.
Она базируется на важных составляющих культуры - языке, ценностях, смыслах и знаках, которые несут в себе важнейшую информацию для потребительского общества и его представителей.
Эти аспекты входят в круг изучения и анализа социологов, исследующих современные культурные реалии массового потребления.
Массовая культура - это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе (культура большинства).
Анализ показывает, что рассмотренные понятия сформировали одну из сложнейших социальных конструкций - массовую потребительскую культуру.
Массовая потребительская культура предстает прежде всего как особый тип производства, а также характер потребления различных культурных форм и ценностей и отличается спецификой коммуникации и моделями потребительского поведения в обществе.
Определенным этапом развития бизнеса на Западе стало оформление в целостное явление современных черт массовой культуры. Она формировалась на основных человеческих отношениях в достаточно примитивном изображении, используя характер развлекательности, стандартизации отношений, культ успеха и наслаждения, на основе конформизма.
Динамизм и оперативное реагирование на современные изменения в обществе - это черты современной массовой культуры, которые выявляют современные социологические исследования.
В социологии культуры в рамках анализа проблем массового потребления констатируется, что это достаточно гибкая, открытая система, способная к самовосстановлению и самосовершенствованию, используя при этом уникальные ценности и достижения культуры, но переводя их в ранг массовой культуры в качестве предметов массового потребления. Социология культуры видит в этом влияние модернизма - авангардной культуры прошлого столетия. То есть подчеркивается влияние развития современной культуры на массовую потребительскую культуру через средства рекламы.
Развитие промышленного производства также оказало существенное влияние, именно оно сформировало характер производства, отличающийся стандартизацией, серийностью, поточностью.
Продукты массовой культуры являются прежде всего товаром, который имеет коммерческий характер, а сама массовая культура, как отмечают социологи, становится основой системы, формирующей потребительскую идеологию и потребительское сознание социума в лице читателя, слушателя, зрителя. Массовая культура при этом не только удовлетворяет потребительский спрос населения, но и выступает как ее организатор [14, с. 100].
Массовой культуре противопоставляется высокая, или элитарная культура, создаваемая и потребляемая культурной элитой - привилегированными группами общества. Она характеризуется закрытостью, аристократизмом, производством культурных образцов, рассчитанных на потребление узкого круга людей.
К объектам элитарной культуры можно отнести разнообразные области науки и философии, высокое классическое искусство, теологические основания, теоретическую этику, т. е. те базисные основы, которые требуют высокого уровня образованности для освоения языка и технологий в культурном пространстве, для большинства населения не представляющих никакого интереса, прежде всего потребительского.
Массовая культура, можно сказать, навязывает определенные нормы и ценности, используя основы психологии масс, влияя на общество и человека. Он начинает думать и организовывать свою жизнь образно, по лекалам массовой культуры, даже не задумываясь об этом. Сформированное большинство - серая масса - может влиять на всю культурную составляющую общественного развития. Мир упрощенных образцов, стереотипов поведения - это один из результатов развития потребительской культуры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Белоконев С. Ю., Социальные эффекты совместного потребления (Sharing Economy): сетевые экономические и политические сообщества // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115-123
2) Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2017
3) Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006. 389 с.
4) Буринчик А. С. Массовая культура потребительского общества / А. С. Буринчик, М. Д. Косенко // Экономика. Общество. Человек : межвузовский сборник научных трудов. — Белгород, 2016. — С. 260—265
5) Воронцова Е.П. Анализ социально-психологических факторов потребительского поведения молодёжи / В сборнике: Студенческие научные исследования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Том 2. – Пенза: Наука и просвещение, 2022. – С. 158-163.
6) Данилов-Данильян В. И., Глобальная экологическая проблема и устойчивое развитие // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2019. — № 4. — С. 8-23.
7) Девяткин С.В. От общества потребления к «обществу впечатлений» (динамика видов потребления)//КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ В ИНСТИТУТАХ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, 2020. С. 26-29
8) Ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление : монография / А. Н. Ильин. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. — 208 с
9) Каюмова И. Р., Душкина А. В., Нурмухаметова В. В. Потребительское поведение молодежи в условиях цифровизации и нестабильности//ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Сборник статей 13-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 324-326
10) Колосова А. Н., Тинькова Е. В. Нерациональность поведения и субъективные факторы как ограничения теории потребительского поведения// СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 11-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 105-110
11) Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Лебедева Д.С. Современная российская молодежь: потребительские практики и аддиктивное поведение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №3. С. 239-242.
12) Митина И. Д., Тихова В. А. Массовая потребительская культура: современные тенденции и проблемы изучения в социологии культуры//Симбирский научный вестник, 2020. № 3. С. 139-142
13) Попов С.В. Потребительское поведение молодёжи в условиях санкций (на примере анализа сегмента одежды и аксессуаров) / В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, приуроченной к 110-летию со дня рождения Т.В. Алексеевой. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 2023. – С. 723-727.
14) Розин В. М. Мода как культурно-семиотический и психологический феномен / В. М. Розин // Культурология. — 2010. — № 1(52). — С. 100—106
15) Сафиуллин Л.Н., Сахбиева А.И., Зарифова И.А. Тенденции потребительского поведения молодежи как новая формация экономики будущего//RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. 2022. № 1. С. 314-316
16) Сидоров Л. Г., Философия управления процессами глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 86-99.
17) Сухорукова Н. Г. Потребительское поведение цифрового поколения молодежи// ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СТРУКТУРЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2020. С. 583-585
18) Харари, Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2017. 520 с.
19) Черников И. А., Современный досуг: между свободой и потреблением // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 5. — С. 111-120
20) Schulze, Gerhard. The Experience Society. Thousand Oaks: SAGF Publications, 2008. 360 p