Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое основы изучения проблемы формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе…………….5
1.1. Проблемы формирования навыка словообразования глаголов в онтогенезе……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………11
1.3. Основные направления работы учителя-логопеда по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………15
Вывод по 1 главе……………………………………………………..19
Глава 2. Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………….20
2.1. Характеристика объекта и методика исследования…………...20
2.2. Изучение результатов обследования формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….23
2.3. Комплекс логопедических занятий по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….27
Вывод по 2 главе………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы и источников…………………30
Приложение…………………………………………………………....33
Фрагмент для ознакомления
2
Интерес к данной проблематике зарождался на стыке 19-20 веков. Уже тогда, подавляющее большинство исследователей, которые изучали речь детей, отмечали у них удивительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте.
Так, к таким качествам, ученые относят внимательность, возможность воспринимать речь окружающих, а также способность производить оригинальные наименования, отличные от взрослой речи [28].
Словообразование — это раздел грамматики, и является самостоятельной группой науки о языке, и представлено:
а) морфемным составом слова;
б) отношением производности между однокоренными словами, [1].
Таким образом, стоит отметить, что новые слова в русском языке образуются на основе слов и словосочетаний, в редких случаях – предложений. При образовании используют приставки, сложение основ, суффиксы.
Логопед Ольга Михайловна Вершинина, в своих работах, выделяет несколько способов словообразования:
1. Лексико-семантический. В основе этого способа лежит образование новых слов в результате чего слова становятся омонимами. На пример, слово «ключ», имеет два значения ключ от замка, и ключ – родник, или слово «лук», в одном случае означает овощ, в другом оружие.
2. Морфолого-синтаксический. Этот способ предполагает, что в результате перехода слов одного грамматического класса в другой происходит образование новых лексических единиц. К примеру, наречие «прямиком» появилось на основе формы творительного падежа и существительного «прямик».
3. Лексико-синтаксический. При таком способе, несколько лексических единиц во время их употребления, превращаются в одну. Таким образом, новые слова сливаются в одно целое. Например, слово «паровоз» появилось на основе слияния двух слов - «пар» и «воз», а слово «водовоз», от слов «вода» и «возить».
4. Морфологический. Данный способ, представляет собой, образование нового слова, которое существуют в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Например: писать – написать, желтый – желток [4].
Таким образом, можно отметить, что в современном русском языке образование новых глаголов, производится морфологическим способом: при помощи приставок, суффиксов, суффиксов и приставок одновременно. Кроме того, словообразование глаголов осуществляется несколькими способами: образование одних глагольных форм от других, а также образование глаголов от других частей речи. [3]
Так, новые глаголы образуются:
1) Префиксальным способом. При данном способе, новое слово образуется в результате присоединения к нему приставки. К примеру, пить – выпить, запить и т.д.;
2) Суффиксальным способом. Данный способ предполагает присоединение производящей основе суффикса к: тоска-тосковать, расти-растительный;
3) Суффиксально-префиксальным способом. Данный способ более сложный. Так, новое слово образуется благодаря присоединения к производящей основе как приставки, так и суффикса. Например: срок – досрочный, берег - побережье. [7]
Вышеперечисленные способы словообразования, также называют аффиксальными. Это связано с тем, что при использовании данных методов образование новых слов происходит при помощи тех или иных аффиксов.
В том случае, если образуется отдельная форма одного глагола при самостоятельном образовании, вместо двух глагольных основ применяется одна. Что отражается в ее форме, которая имеет в языке основу настоящего (настоящее, повелительное наклонение, будущее простое).
Вопросом развития грамматического строя в онтогенезе занимались многие ученые: Александр Николаевич Гвоздев [9], Татьяна Николаевна Ушакова [27], Александр Маркович Шахнарович [34], и многие другие.
Так, они отмечали, что, если ребенок не владеет правильным словом, он «придумывает» его по уже усвоенным ранее правилам. Что можно назвать детским словотворчеством. Зачастую, взрослые, после того как заметят вновь сформированное слово, вносят в него коррективы. Однако, это свойственно, лишь, если это слово не аналогичен типовому языку. Если же, новое слово в заданном формате, соответствует уже сформированному, словотворчества не замечают [14].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. с. 35
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. с. 73
3. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи. //Рубрика: 2004, №2. с. 74
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. с. 25
5. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. с. 48
6. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. с. 52
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
8. Волкова, Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. с. 32
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. с. 27
10. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. М., 2005- 1(4). – 9 -15с.
11. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. с. 72
12. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983. с. 82
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. с. 85
14. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990. с. 172
15. Зорина, В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000. с. 157
16. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983. с. 98
17. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965. с. 87
18. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 224 с
19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
20. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. с. 43
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. с. 75
22. Смирнова, И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. с. 34
23. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. с. 17
24. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 24 с.
25. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. М., 2003. с. 58
26. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология № 4. М., 2001. с.
27. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. – с. 114-129.
28. Ушакова, Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. – 125 с.
29. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста Текст / Т.Б. Филичева. – М.: Владос, - 192с.
30. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
31. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. с. 99
32. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993. с. 78
33. Черемухина, Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – с. 92-104.
34. Шахнарович, А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. – Пермь, 1982. – с. 34-58.
35. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. - М., 1984. С. 152