Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами, осуществляющими обмен информации. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и включает в себя последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и обмена [24].
Формированием и развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Т.И. Бабаева, Е.В, Громова, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова.
Именно развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей [6].
Следует отметить, что с педагогической точки зрения развитие коммуникативного общения представляет собой «смену качественно целостных образований, которые представляют собой определенный генетический уровень общения и называются формами общения» [14].
Рассмотрим определения понятия «коммуникативные навыки» с позиции разных авторов посредством контент-анализа (Таблица 1).
Таблица 1 - Контент-анализ понятия «коммуникативные навыки» по определению разных авторов
Автор Определение
А.А. Князькова [12] понятие, которое отражает комплекс взаимосвязанных качеств личности, позволяющих ему проявлять тот или иной уровень взаимодействия с людьми.
М.И. Лисина [16] качества личности, направленные на обмен и восприятие информации между людьми.
Е.О. Смирнова [24] целенаправленные действия ребенка и его способность контролировать свое поведения и цели для процесса общения.
Опираясь на результаты контент-анализа, мы можем свидетельствовать, что коммуникативные навыки определяются с позиции личностных качеств, индивидуальных для каждого ребенка, и позволяющих ему осуществлять процесс коммуникации.
Таким образом, коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Развитие коммуникативных навыков невозможно без использования речи, но в тоже время в процессе коммуникации дети используются различные способы общения, а именно:
- невербальные средства общения – понимается как язык жестов (мимика, пантомимика, жесты). Многие дети дошкольного возраста в виду недостатков речевого опыта активно используют невербальные средства общения.
- вербальные средства общения (речь, чтение, слушание). К вербальным формам общения относятся диалог – это двухсторонний характер общения двух или нескольких лиц, и монолог – разговор одного человека, направленный на себя, и полилог – общение большого количества участников [23].
Под механизмами коммуникативного общения принято понимать все социально-психологические процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, что непосредственно влияет на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину психологического взаимодействия, понимания общения, его эффективности и характере [20].
Рассматривая компоненты коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС ДО в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [25].
Помимо этого исследователями были выделены три компонента коммуникативных навыков, на которых будет опираться наше дальнейшее исследование:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы, позволяющие ребенку показывать знание индивидуально-психологических особенностей партнеров и отражать их в совместной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / С.В. Алехина / под ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
2.Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева // Детский сад. – 2011. - №1. – С.18.
3.Безгодова, А.А. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы / А.А. Безгодова, М.В. Злоказова // Вятский медицинский вестник. - 2015 - №2 (46).
4.Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014 - №19.
5.Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана / А.В. Виневская В.Б. Очирова // Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3 (47), с. 12-23.
6.Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 5. – С.16.
7.Дорохов, М.Б. Нейропсихологическая модель формирования аутистических расстройств и особенности их психокоррекции / М.Б. Дорохов // JSRP, 2015 - №5 (25), с. 5-63.
8.Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, Т.Н. Саблина // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 - Т. 7, №4, с.44-51.
9.Защиринская, О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (дата обращения: 03.01.2024).
10.Кирсс, Д.А. Анализ причин аутизма и методов абилитации детей-аутистов с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана / Д.А. Кирсс // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2015 - № 3.
11.Клевитов, С.И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе / С.и. Клевитов, О.С. Терентьева // Вестник ТГУ, 2014 - №6 (134).
12.Князькова, А. А. Педагогическое речеведение: справочное пособие / А.А. Князькова. – М.: Флинт, Наука, 1998. – 312 с.
13.Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – универсальная форма организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Кобрина, М.Ю. Данилкина // Специальное образование, 2015 - №XI.
14.Коробкова, О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41
15.Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.А. Кумова; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
16.Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва, 1986. – 197 с.
17.Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2015. – 214 с.
18.Мазалова С.Л. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / С.Л. Мазалова, О.В. Алмазова // Специальное образование. - 2002 - №1.
19.Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клинико-динамический, региональный и семейный аспекты) / К.А. Натарова, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск: Изд.: « Иван Фёдоров», 2012. - 192 с.
20.Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
21.Самохвалова, Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т.1. - С. 52-56.
22.Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / Н.Я. Семаго // под ред. Т.Н. Гусевой. – Москва: Школьная книга, 2010. – 208 с.
23.Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
24.Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
25.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 12.12.2023). – Текст: электронный.
26.Щетинина, В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников / В.В. Щетинина // Карельский научный журнал. 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 41-44.
27.Хузеева, Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО / Г.Р. Хузеева // Воспитатель. - 2015. - № 2. - С. 46.