Фрагмент для ознакомления
2
В ходе своего исторического развития административная система в нашей стране неоднократно претерпевала значительные изменения. Последний век истории не стал в этом отношении исключением. Россия вступила в XX век как абсолютная монархия. Хотя в ней "не было представительных учреждений, а монарх был единственным носителем государственного суверенитета", уже в начале 20 века можно было наблюдать реформы государственного устройства.
6 августа 1905 года был составлен манифест, учреждавший в России выборный законодательный орган - Государственную палату. В выборах могло участвовать не все население страны: женщины, солдаты, студенты и рабочие не могли голосовать. Также предусматривалось, что избиратели будут обладать высокими имущественными правами[ Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – С.55.].
Государственные парламенты в этот период были лишены права законодательной инициативы, а министры являлись представительными органами, подотчетными монарху и не несущими ответственности перед парламентом. Такая форма организации не пользовалась поддержкой широкой общественности, и в результате забастовок 17 октября 1905 года правительство приняло Декларацию об улучшении общественного порядка. Эта декларация включала обязательства "обеспечить народу нерушимую основу гражданских свобод - безопасность личности, совести, свободу слова, собраний и ассоциаций; привлечь все слои населения к выборам в Национальное собрание; признать собрание законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не может иметь силу".
Этот нормативный закон стал первым шагом на пути к реализации правового государства и имел огромное значение для дальнейшего развития России.
Право законодательной инициативы было предоставлено Государственной Думе и Государственному Совету. Они контролировали деятельность друг друга. Государственный совет был верхней палатой парламента и состоял из выборных представителей от университетов, православного духовенства, местных земских собраний и палаты пэров, которые в иных случаях назначались императором. Срок полномочий членов Палаты советников составлял девять лет, и председатель Палаты советников представлял законопроект на утверждение царю.
В 1906 году состоялись выборы в первую Государственную Думу, состоявшую из 478 членов, но действующее правительство не поддержало Думу по принципиальному вопросу об эвакуации земель, и первая Государственная Дума была распущена 9 июля 1906 года.
Выборы во вторую Государственную Думу состоялись в 1907 году, было избрано 518 депутатов. Деятельность Думы была антиправительственной, и Дума также была распущена 3 июня 1907 года.
Третья Государственная палата просуществовала пять лет, с 1907 по 1912 год, и сосредоточилась на своей главной задаче - законотворчестве. Законопроекты, обсуждаемые в Думе, охватывали все сферы жизни: за пять лет было рассмотрено 2432 законопроекта. В 1917 году в России было сформировано новое правительство, которое все больше напоминало республиканскую форму правления.
Прокламация Временного правительства, обнародованная 3 марта 1917 года, содержала программу из восьми пунктов: "установление свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных, религиозных и государственных ограничений; немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания на основе всеобщих, равных, прямых и тайных выборов; замена полиции народным ополчением и выборными должностными лицами, подчиненными местному самоуправлению". В нем содержалась полная программа из восьми пунктов по "твердому установлению исполнительной власти", включая замену, выборы органов местного самоуправления и создание Синода[ Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – С.59.].
Существовал общественный исполнительный комитет, который контролировал деятельность автономных органов. В регионах власть осуществляло земское собрание, его деятельность набирала обороты, создавались самостоятельные сельские комитеты.
В октябре 1917 года к власти пришли большевики и создали новое Временное правительство (сейчас оно называется Съезд народных комиссий).
В 1918 году была принята первая советская конституция - Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов. Россия провозглашается Советской Республикой рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".
Высшим органом власти становится Всероссийский съезд Советов. Центральный исполнительный комитет Всероссийского Совета осуществляет верховную власть в период между съездами, а также избирает Народный комиссариат (национальное правительство).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 52 (Часть I). - Ст.8585.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 45. - Ст.7061
4.Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 8. - Ст.740
5.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О системе государственной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст.2063.
6.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
7.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
8.Заключение КС РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З // Собрание законодательства РФ, 23.03.2020, № 12, ст. 1855
9.Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
10.Кажлаев С.А. О правообразующей роли Конституционного Суда Российской Федерации в развитии права // Судья. 2018. № 12. С. 35.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
12.Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
13.Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
14.Куликов, С.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
15.Липатов, Э.Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
16.Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
17.Молокаева, О.Х. 2020.02.012. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях конституционного суда РФ: в 7 Т. - М.: Ленард, 2019. - Т. 7: разделение властей и система государственных органов. - 568 с / О. Х. Молокаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. – 2020. – № 2. – С. 50-52.
18.Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
19. Чашин А.Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С.102.
20.Чепурнова, Н.М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
21.Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.