Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Понятие «письменная речь» в современной литературе
В. Воронкова, В. А. Илюхина, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, В. Н. Потапова, С. П. Резодубов, И. Н. Садовникова, К. Д. Ушинский, Т. Е. Хохлов, Л. В. Щерба.
Процесс письма - сложная деятельность, включающая в свой состав ряд психофизиологических компонентов. В нём задействованы различные анализаторы. Это сложный процесс, который подразумевает последовательный алгоритм работы речезрительного, речеслухового, двигательного и речедвигательного анализаторов [3]. Чтобы понять и раскрыть психофизиологические основы процесса письма необходимо рассмотреть работу каждого их анализаторов и процессы, отвечающие за их работу.
Все вышеперечисленное позволяет нам обобщить, что процесс письма представляет собой сложное действие, в основе которого лежит взаимодействие различных психических процессов, связанных не только с буквенными ассоциациями, а находящимися вне поля деятельности процесса письма [5].
В основе процесса формирования письменной речи положена двигательная деятельность.
Развитие двигательного навыка – это работа смысловой цепочки, в которой невозможно отделить отдельные смысловые звенья или соединить их порядок. Двигательный навык сам по себе представляет собой очень сложную структуру: он всегда делится на ведущий и фоновые уровни, вспомогательные звенья, фон в истинном смысле этого слова, автоматизацию и перекодирование разных уровней и т. д. Процесс ее формирования представляет собой не что иное, как качественную структуру [5]
По мнению Н.Г. Агарковой, моторика письма – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие описывать звуки и сочетания языка [1].
Графические навыки — это автоматизированный метод различения и перекодирования фонем в соответствующие буквы, для создания контуров которых используются определенные движения рук. Этот навык обеспечивается взаимосвязанной деятельностью слухового, суставного, зрительного и двигательного компонентов [2].
А.К. Аксенова объясняла, что двигательный навык письма представляет собой сложное языково-двигательное действие, которое выражается в виде речи (разума), с одной стороны, и движения, с другой [2].
По мнению И.Н. Садовниковой, процессом письма управляют различные отделы коры головного мозга, но они играют неодинаковую роль при разных видах письма. К старшему дошкольному возрасту лобные доли учащихся не развиты в совершенстве, что, в свою очередь, усложняет процесс овладения письмом [44].
Процесс формирования письменных моторных навыков в значительной степени зависит от таких функций, как зрительно-слухово-моторная координация. С.Е. Гаврина, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новиков, Н.В. Новоторцева и ряд других учёных доказали, что процесс формирования системы связи между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависит от следующих аспектов:
― зрительный и двигательный контроль;
― координация движений;
― пространственное восприятие;
― сформированность пространственных представлений;
― чувство ритма;
― «умелость рук»;
― внимательность, которая требуется для предотвращения графических ошибок и ошибок;
― зрительное внимание [9].
Развитие моторики письма зависит от таких компонентов, как развитость общей и мелкой моторики, последовательная организация движений, сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти. Поэтому ещё с младшего дошкольного возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, память и глазомер.
Важным условием полного овладения учащимися графомоторными навыками является хорошее развитие двигательного компонента двигательного анализатора и выполнение точных и сложных движений рук.
А.Р. Лурия считает, что сложные рефлекторные действия располагаются на разных уровнях аппарата головного мозга и осуществляются под влиянием всего комплекса афферентных систем, в том числе системы речевых сигналов [30].
В возрасте 1,5-2 лет ребенок крепко держит карандаш в руке, что ограничивает его движения. Прежде чем пытаться описать что-то конкретное, ему нравится сам процесс. В 2-3 года ребенок, как правило, держит в руке карандаш, движения спонтанны и почти не ограничены [8].
В возрасте 3-3,5 лет линии становятся четкими, не повторяются без смысла. Улучшается координация с вертикальными движениями, но подражательные движения по-прежнему выполняются плохо. Овалы неровные, но их много на картинках [45].
В 3,5-4 года ребенок может держать карандаш и свободно им пользоваться. В этом возрасте улучшается координация и пространственное мышление, что позволяет хорошо двигаться. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать длину и делать их относительно параллельными.
В 5 лет ребенок может делать горизонтальные и вертикальные штрихи, ограничить длину штриха, сделать линии более четкими и правильно держит карандаш или ручку. Пытаясь написать буквы, он совершает горизонтальные, вертикальные или круговые движения [45].
В 6-7 лет ребенок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции. Штрихи становятся четче и плотнее, овалы полнее.
Формирование мелкой моторики ребенка можно наблюдать при рисовании или раскрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий с помощью тонких движений пальцев и кисти, уровень развития мелкой моторики недостаточен и необходима соответствующая работа [6].
Начинается формирование графомоторных навыков намного раньше того момента, когда учитель впервые вложил в руку ребенка ручку и покажет ему, как писать (Б.В. Зейгарник, Т.В. Астахова, Е.В. Гурьянова).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова Начальная школа. - №4. - 2009. - 117 с.
2. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) / Н.Г. Агаркова //Начальная школа. - №12 1995. - 45с.
3. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М.Г. Храковской. – Город: Издательство, 2004. - 93 с.
4. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие / Б.П. Брунов. – Красноярск: Издательство, 2016. – 158 с.
5. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель - М.Издательство, 2005. – 114 с.
6. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. Пособие / Т.Г. Визель. – М.: Астрель, 2005. – 127 с.
7. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
8. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб.Издательство, 2008. – 98 с.
9. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1988. – 305 -361с.
10. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. - 2007. - № 3. - С. 26 - 32.
11. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.
12. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо. 2018. - 288 с.
13. Жулина, Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Е. В. Жулина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 328 c.
14. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - 17с.
15. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Издательство, 2006. – 96 с.
16. Ковшиков, В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития / В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов // Дефектология: Научно-теоретическая конференция. – 1967. – №11. – С. 157-159.
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Издательство, 2007. – 154 с.
18. Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗПР / Н.И. Кобонина // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2015. – №5. – С.24-27.
19. Ковшиков, В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития / В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов // Дефектология: Научно-теоретическая конференция. – 1967. – №11. – С. 157-159.
20. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Издательство, 2007. – 154 с.
21. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
22. Кукушина, В.С. Коррекционная педагогика / В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону: Издательство, 2012. – 304 с.
23. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
24. Лалаева, Р.И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224с.
25. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов Н/Д: «Феникс», / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПБ: «Союз», 2004. - 224с.
26. Лалаева, Р.И. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматики у дошкольников с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПБ., 2001- 321с.
27. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 c.
28. Логинова, Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития: Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми / Е.А. Логинова. – Л., 1990. – 208 с.
29. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
30. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/ Под ред. Журжиной М.В. - М.: Просвещение, 1988. – 105 с.
31. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.М. Светловская / М.: Просвещение, 1987. - 383с.
32. Мальцева, Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, автореферат: Специальная педагогика, М, 1991.
33. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 253 с.
34. Матюгин, И.Ю. Тактильная память. / И.Ю. Матюгин / М.: НВКцентр. Эйдос, 1991. - 61с. 56. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки / С.С. Мельникова //Начальная школа. 1994. - 165с.
35. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская / М.: Просвещение, 1984. - 224с.
36. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А. Илюхиной: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2003. - 256с.
37. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
38. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Ред.-сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М: Просвещение. – 2007. – 144с.
39. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 512 с.
40. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей./ Л.Г. Парамонова / СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001-249с.
41. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно-методическое пособие / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
42. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 187 с.
43. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 2015. – 672с.
44. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. / И.Н. Садовникова / М.: АРКТИ, 2005.- 400с.
45. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А.Л. Сиротюк М.,2001. - 375с.
46. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского - М.: Академия, 2003. - 338с.
47. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2010. - 312 с.
48. Фаликман, М.В. Взаимосвязь когнитивных и двигательных функций при отклонениях в развитии: синдромы дефицита внимания/гиперактивности и нарушения координации / М.В. Фаликман // Аутизм и нарушения развития 2006. - 62с.
49. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 05.01.2024).
50. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 560 с.
51. Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.
52. Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.
53. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения / И. В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. - 2004. - № 15-16. - 112с.
54. . Чугунова, И.В. Графическая культура как условие эффективного обучения: учебно-методическое пособие / И. В. Чугунова - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - 168с.
55. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры школьников / И.В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. 2003. - 78с.