Фрагмент для ознакомления
2
3. Эмпатия – способность эмоционально откликнуться на пережива-ния другого человека, проявляющаяся в сострадании, сопереживании, со-страдательности, понимать мысли и чувства партнера по общению [2].
Различные формы эмпатии и её интенсивность присуща как субъекту, так и объекта общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость.
Аттракция представляет собой особый вид взаимоотношений между людьми. Если рассмотреть этимологию слова «аттракция», можно узнать, что с латинского языка оно означает «привлечение». Аттракция – это вид взаимоотношений, который начинает проявляться уже на самой первой стадии контакта между людьми посредством специфических эмоций. Именно этот фактор помогает привлечь двух субъектов для взаимодей-ствия.
Межличностная аттракция – это процесс формирования привлека-тельности человека для воспринимающего и является результатом осу-ществления межличностных отношений, впитывает в себя целую гамму чувств: от простой симпатии к любви [10].
Эмоционально-ценностные и поведенческие параметры формируют формы взаимодействия. Выделяют следующие формы межличностного взаимодействия: симпатия, привязанность, дружба, любовь, соревнования, проведение времени, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие, характеризующихся специфиче-скими позициями.
Симпатия – это положительное эмоциональное отношение человека к другим людям, групп людей, социальных явлений, оказывается в привет-ливости, доброжелательности, степени уважения, восхищения, сходства с партнером. Возникает на основе общности интересов, взглядов, мораль-ных ценностей. Стимулирует к общению, проявления внимания, оказания помощи. Симпатия определяется расположением, проявляется в виде осо-бой установки по отношению к другому лицу.
Дружба является особой формой межличностного взаимодействия, которая характеризуется индивидуально-выборочными отношениями, близкими отношениями между людьми, основанные на взаимном уваже-нии, доверии, взаимной привязанности участников общения, усилением процессов аффилиации, высоким уровнем удовлетворенности межлич-ностными контактами, взаимными ожиданиями положительных эмоций.
Содержание межличностных отношений характеризуют следующие структурные параметры:
1. Дистанция, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая.
2. Валентность, или оценка отношений, - положительная, отрица-тельная, противоречащая, безразличная.
3. Позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство.
4. Степень знакомства - отношение этажного знакомства, приятель-ские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, семейные, выра-жающих определенную динамику, они зарождаются, закрепляются, дости-гают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабнуть.
Выделяют три основных координаты межличностного взаимодей-ствия «степень аффилиации» (притяжение, любовь - отвращение, нена-висть), «доминирование-подчинение», «включенность-отсутствие» [10].
Исследователи (М. Дяченко, Л. Кандыбович, Я. Коломинский) пред-лагают следующую структуру межличностного взаимодействия:
1) определенные побуждения (интерес, понимание потребности во взаимодействии, сотрудничестве, общении и т.п.);
2) определенное поведение (речь, действия, жесты, мимика и т.п.);
3) эмоции и чувства (удовольствие от общения, симпатия или антипа-тия, взаимная аттракция или отрицательные состояния и др.);
4) познание (восприятие другого, мышление, воображение, пред-ставление);
5) саморегуляция, воля (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи другим в тяжелой ситуации и т.п.) [19].
В зависимости от степени личностного вовлечения в построение от-ношений выделяют три уровня межличностных отношений:
- Социально-ролевой уровень - характеризуется выполнением опре-деленных ролевых функций, демонстрацией знаний по поводу норм соци-альной среды, самоутверждением, утверждением своего статуса.
- Деловой уровень - объединяет интересы дела, совместной деятель-ности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
- Интимно-личностный уровень - отмечается удовлетворением по-требностей в понимании, сопереживании, психологической близостью, эм-патией [4].
Говоря о межличностных отношениях, следует заметить, что они предполагают субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, ко-торые объективно проявляются в характере и способе взаимного влияния людей в процессе совместной деятельности и общения. Они представляют собой систему установок, ориентаций и стереотипов, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Такие диспозиции опреде-ляют содержание, цели, ценность и организацию совместной деятельности, выступая как основа формирования социально-психологического климата в коллективе [5].
Коллектив является высокоразвитой малой группой. При этом, ма-лая группа представляет собой немногочисленную по составу группу, в которой ее члены объединены одной социальной деятельностью, а также пребывают в непосредственном личном общении, влияющем на возникно-вение эмоциональных отношений, групповых норм и процессов [5].
Таким образом, межличностные отношения – это отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в ха-рактере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения. В структуре межличностных отношений различают: коммуника-тивную (обмен информацией между людьми) сторону; интерактивную (взаимодействие людей друг с другом) и перцептивную сторону (процесс восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга). Выделяют следу-ющие формы межличностного взаимодействия: симпатия, привязанность, дружба, любовь, соревнования, проведение времени, операция, игра, со-циальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие, характеризующихся специфическими позициями.
1.2 Психологические особенности студентов
Студенческий возраст это юношеский возраст (17 – 22 лет по перио-дизации Д.Б. Эльконина). Индивидуально-личностные качества, психофи-зиологические функции данного периода являются социоприродным, со-циокультурным базисом для дальнейшего развития личности, ее социали-зации.
В характере личностных проявлений современных студентов иссле-дователи относят: противоречивость личностной позиции отход от ранее принятых норм жизни, утрата традиционных ориентиров и ценностей [21].
Стремление к самореализации посредством успешной профессио-нальной деятельности служит для большинства студентов ключевой доми-нантой активности. В качестве социального эталона выступает волевой, решительный, самостоятельный и образованный человек.
Период студенческой жизни для каждого человека представляет со-бой достаточно значимый и, во многом, определяющий отрезок его жизни. Студентами являются, как правило, уже совершеннолетние люди, которые активно участвуют в общественной жизни.
В последнее время социальная значимость студентов возросла вместе с престижностью высшего образования. Студенты лучше включены в учебный процесс и уделяют ему все внимание. Их готовность стать высо-коквалифицированными специалистами воплощается в творческом подхо-де к обучению, требованиям как к себе, так и к организаторам образова-тельного процесса [14].
Высшее образование влияет на культурный рост студентов. Студен-ты не только становятся культурными людьми, они обогащают свой ду-ховный облик. Студенты в основном начинают вести свою жизнь самосто-ятельно, основываясь на своих материальных возможностях. Некоторые студенты, обучающиеся в университете, заводят семью и становятся роди-телями. В этом смысле у них усиливается чувство ответственности и долга и возрастает чувство ответственности перед близкими.
Очевидно, что невозможно охарактеризовать всех студентов одина-ково. Они все разные. Кто-то очень ответственный и дисциплинированный, а кто-то пропускает занятия, ведет пустой образ жизни и не заботится о будущем. Не все студенты могут понять, что университет – это не школа; здесь они могут быть отчислены за провал, нарушение дисциплины [14].
Социальная зрелость учащихся, а также юношеский возраст предпо-лагает несколько критериев: завершение учебы, получение стабильной ра-боты, начало самостоятельной занятости, материальная независимость по отношению к родителям, политический и гражданский возраст, служба, брак и т. д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
2. Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле [Текст] / Д. Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
3. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
4. Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Моло-дой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433.
5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Ко-ломинский. ‒ Минск: ТетраСистемс, 2000. ‒ 432 с.
6. Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационно-го стресса [Текст] / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского госу-дарственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
7. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: МОДЭК, 2011. – 423с.
8. Мирзаева, Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] / Ф.О. Мирзаева. В сборнике: Творче-ство в объективе научных исследований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.
9. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.
10. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных от-ношений [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Юрайт, 2020. – 262с.
11. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бака-лавриата [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
12. Петренко, Т.В. Особенности межличностных отношений в студенче-ской группе [Текст] / Т.В. Петренко, Р.В. Радченко. В сборнике: Ак-туальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 116-119.
13. Рубцова, Т.А. проблема межличностных отношений в психологии [Текст] / Т.А. Рубцова // Молодой ученый. – 2022. – №49 (444). – С. 283-286.
14. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению [Текст] / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
15. Скитейкина, Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе [Текст] / Ю.А. Скитейкина // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307.
16. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе [Текст]: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
17. Хайруллина, А.А. Причины и особенности межличностных конфлик-тов в студенческой среде [Текст] / А.А. Хайруллина, Т.Б. Огдаров, Л.И. Савва // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1(65). – С. 100 – 103.
18. Халитова, С.А. Теоретические аспекты изучения межличностных от-ношений в социальной психологии [Текст] / С.А. Халитова // Ученые записки. – 2022. – №4 (64). – С. 268-275.
19. Церковский, А.Л. Психология межличностных отношений [Текст]: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. ‒ Витебск: Витебский государственный медицинский университет (ВГМУ), 2017. ‒ 71 с.
20. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
21. Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания со-временных студентов [Текст] / В.А. Швецова // Историческая и соци-ально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
22. Яковлева, А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке [Текст] / А.А. Яковлева. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.