Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Древнегреческая историография повседневной жизни, составляющая основу современной европейской историографии, точнее, ее образ жизни и обычаи, несомненно, нуждается в изучении, чтобы иметь возможность точно проследить хронологию развития человечества, особенно его европейской части. Изучение повседневных явлений так важно потому, что они определили культурные особенности эпохи в целом и дали яркое описание отдельных социальных слоев и явлений. Для человека повседневная жизнь была и остается демонстрацией определенной системы ценностей - как его собственной, так и окружающих.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия становления и развития историографии повседневности Древней Греции классического периода.
Объектом исследования являются особенности становления и раз-вития историографии повседневности Древней Греции классического периода.
Предметом исследования является историография повседневности Древней Греции классического периода.
Цель исследования: вывить эффективные условия становления и развития историографии повседневности Древней Греции классического периода.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историографию истории повседневности.
2. Описать возникновение классической греческой историографии.
3. Изучить быт и повседневную жизнь древних греков в классический период.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Историография истории повседневности
Становление истории повседневной жизни как самостоятельной отрасли исследования прошлого является одной из составляющих так называемого «историко-антропологического подхода» в гуманитарном мышлении Запада. Это началось в конце 60-х годов 20-го века в результате краха великих идей, наряду с революцией «новых левых» и отказом от всех старых объяснительных концепций. Из пророков-теоретиков исследователи превратились в обычных участников общественной жизни, которые не имеют права определять, что является правдой, а что ложью, и планировать, каким должно быть будущее.
Но задолго до «этой революции разума» мировая философия начала задумываться о значении того, что окружает человека изо дня в день. Категория «здравый смысл» пришла к философии Возрождения от Аристотеля, Цицерона, Сенеки и Горация (Николаус Кузанский, Эразм Роттердамский), затем к философии Ф. Бэкона, Р. Декарта и Т. Гоббса, которые рассматривали принципы здравого смысла как основу всего философско-го. Что касается термина «повседневная жизнь», то «Психопатология повседневной жизни» З. Фрейда (1904) была едва ли не первой научной книгой, включившей в свое название термин «повседневная жизнь» [12].
Если обычные мнения, чувства, идеи и поведение на протяжении веков были лишь началом высокого теоретического мышления, то в 20 веке акцент в западной философии начал постепенно смещаться в пользу «обыденного». Э. Гуссерль, «отец» феноменологического направления, был од-ним из первых, кто начал изучать феноменологию в который отмечал важность культурного понимания «сферы повседневной жизни человека», которую он называл «миром жизни».
Почти одновременно был сделан еще один шаг к превращению истории повседневной жизни в самостоятельную отрасль науки. Представители Франкфуртской школы, стремившиеся понять истоки тоталитаризма, указывали на организующую роль идеологий в структуре общественной жизни. Один из последних представителей третьего поколения этой школы, Дж. Маркус хотел выяснить, как современная западная культура - с ее преимуществами комфорта, технического оснащения, комфорта бытия, безопасности существования - порождает репрессивную толерантность по отношению ко всем членам общества и его «одномерность». Работы Г. Маркузе были направлены историками и социологами на анализ механизмов манипулирования сознанием на уровне повседневной практики. В то же время и в некоторой степени под влиянием Франкфуртской школы левая критическая социология приобрела большое количество сторонников в Соединенных Штатах. Одним из ее компонентов была теория социальной конструкции реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Эти социологи первыми применили термин «повседневный мир» к науке, подняли вопрос о языке «повседневных встреч», о способах «запоминания типичных повседневных действий» и тем самым дали толчок концепциям социального конструирования идентичности, пола, инвалидности, психиатрии и т.д.
Другое направление анализа повседневной жизни было разработано американскими социологами Г. Гарфинкелем и А. Сикурелом. Они изучали не только действия людей в социальных процессах, но и роль их жизни и мыслей. Это позволило им заложить основы социологии повседневной жизни (или этнометодологии) для выявления методов, используемых человеком в обществе для выполнения повседневных действий, путем анализа правил и предрассудков общества, интерпретации языка, поведения и жестов. Последователь идей Дж. Гарфинкеля. Хоффман в одной из своих главных работ – «Представление о себе в повседневной жизни» – показал повседневную жизнь как нечто обыденное, что остается незамеченным и за которым люди наблюдают автоматически, не придавая этому значения («вежливое невнимание», по словам И. Хоффмана) [15].
На формирование истории повседневной жизни оказали влияние идеи американского культуролога и антрополога К. Гирца. Для него каждая культура дана нам в иерархии символов и знаков, указывающих на определенные социальные структуры. Чтобы приблизиться к пониманию этих структур, исследователь пытается расшифровать эти символы и знаки, которые представляют повседневные, типизированные человеческие практики. Интерпретация, а не просто совокупность обнаруженных фак-тов, по мнению К. Хирц является объектом этнографически ориентирован-ной науки, включая историю и историческую этнологию, которая в данном случае позволяет понять представителей других культур. Повседневная жизнь для К. Гирца - это определенный вид опыта, деятельности и знаний.
Французский культуролог А. Лефевр в своих работах «Критика повседневной жизни» и «Повседневная жизнь в современном мире» показал, насколько продуктивным может быть сопоставление субъективного пере-живания конкретной повседневной ситуации с общими моделями и сопоставление ожидаемого с фактическим.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
2. Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II–III века). М., 1981.
3. Вейнберг И.П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993.
4. Видаль-Наке П. Атлантида: Краткая история платоновского мифа. М., 2012.
5. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. 2 изд. СПб., 2001.
6. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
7. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
8. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.
9. Строгецкий В.М. Становление исторической мысли в Древней Греции и возникновение классической греческой историографии: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Ч. 1: Геродот. Нижний Новгород, 2010.
10. Суриков И.Е. Греческая архаика как историческая эпоха: со-временный взгляд. Вторая половина (VII–VI вв. до н.э.) // Вестник Ниже-городского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 5. С. 52–63.
11. Суриков И.Е. Камень и глина: К сравнительной характеристике некоторых ментальных парадигм древнегреческой и римской цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный под-ход). М., 2000. С. 273–288.
12. Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011.
13. Суриков И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. М., 2012.
14. Суриков И.Е. Судьба оппозиционного интеллектуала: афинянин Антифонт – оратор, софист, правовед, политик // ВДИ. 2014. № 2. С. 13–33.
15. Суриков И.Е. Философско-юридические концепции торговли и денежного обращения у греческих мыслителей архаической и классической эпох // Древнее право. 2014. № 2 (30). С. 8–24.
16. Суриков И.Е. Филохор, афинский историк эпохи раннего эллинизма // Политика, идеология, историописание в римско-эллинистическом мире. Казань, 2009. С. 65–73.