Фрагмент для ознакомления
1
2 Практические аспекты правового обеспечения таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации 3
2.1 Характеристика внешнеторговой деятельности страны 3
2.2 Организация таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности страны 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления
2
2 Практические аспекты правового обеспечения таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
2.1 Характеристика внешнеторговой деятельности страны
Приоритетным направлением развития мирохозяйственных связей является участие стран в международной торговле. Возможность эффективного распределения и потребления ресурсов, производственного и инновационного потенциала страны может быть в полной мере реализована только на глобальной пространственной платформе развития международного торгового сотрудничества .
Процесс развития международной торговли в современных условиях связан с "новым феноменом" геополитической фрагментации и деглобализации мировой экономики, который характеризуется разрывом внешнеторговых связей между бывшими партнерами, формированием торговых обменов с дружественными странами, ориентированными на стратегически выгодные формы сотрудничества и перспективы высокого развития торговли. Для России также характерен разрыв прежних внешнеторговых связей между двумя странами.
Для России налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности составляют важную часть доходов государственного бюджета. Санкции уже нанесли определенный ущерб российской экономике, перекрыв доступ к экономическим возможностям и иностранным инвестициям.
В то же время последствия ограничений, введенных против России, сказываются и на экономике западных стран, которые признали и поддерживают их.
В текущих условиях показатели российского экспорта меняются. Одним из основных показателей, характеризующих объем внешней торговли государства, является объем внешней торговли, представляющий собой суммарную стоимость экспорта и импорта в денежном выражении.
В 2020-2022 годах показатели внешнеторгового оборота и экспорта демонстрируют положительную динамику.
Импорт в Российскую Федерацию сократился на 12,5 % в абсолютном выражении (данные Таможенной службы РФ), что напрямую связано с западными санкциями; по данным Росстата, общий объем импорта в 2022 году составил 259 млрд долларов США, что на 11,7 % меньше, чем в 2021 году.
По данным российской статистики, российский импорт в 2022 году сократился на 11,7 %.
Основной вклад в снижение импорта внесли средства наземного транспорта, электрические машины и приборы, а также котлы и машины, которые по сравнению с прошлым годом сократились на 41,5 %, 19,1 % и 13,1 % соответственно.
Важную роль в снижении импорта сыграли перебои в логистической цепочке поставок морским, воздушным и наземным транспортом.
В феврале 2022 года было прекращено диспетчерское сообщение между УЖД и РЖД, а также приостановлено развитие проекта "Новый шелковый путь" с участием Российской Федерации. Китай фактически заблокировал инвестиции в глобальную инфраструктурную программу "Один пояс - один путь", в которой участвуют 150 стран.
Уже в мае 2022 года президент Кыргызстана С.Н. Жапаров заявил, что с осени 2023 года будет построен маршрут, соединяющий Китай, Кыргызстан и Узбекистан. Этот новый транспортный маршрут не совсем выгоден для России и Казахстана, которые имеют монополию на железные дороги при перевозке грузов из Китая.
С одной стороны, проект расширит географию перевозок из Азии в Европу, на Ближний Восток, в Персидский залив и Северную Африку через Турцию. Однако в то же время остаются проблемы перегруженности и эффективности новой железной дороги.
Поэтому важно управлять изменениями посредством сотрудничества между государствами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 20.11.2022);
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5082.
5. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 "Об утверждении Общего положения о таможне" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2021 № 65549) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.10.2021.
6. Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DJ84eglc43I (дата обращения: 04.01.2024).
Специальная литература:
7. Антонова, Е. А. Совершенствование контроля перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих лицензированию / Е. А. Антонова, А. Д. Воронина, Н. А. Хохлова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-1(82). – С. 31-34.
8. Коротицкая, К. А. Место и роль таможенно-тарифных методов регулирования в осуществлении внешней торговли / К. А. Коротицкая // Форум молодёжной науки. – 2021. – Т. 2, № 2. – С. 42-46.
9. Сенотрусова С.В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С.102.
10. Таможенное администрирование: Под ред. Ворона А.А., Лабоськин М.А., Николаев В.В. Учебное пособие. М.: ИЦ Интермедия, 2023. – С.58.
11. Хапилин С.А. Таможенное дело. Учебник. Серия: Бакалавриат и магистратура. М.: Кнорус, 2022. – С.301.
12. Янкин, Г. Н. Актуальные правовые аспекты таможенного регулирования в ЕАЭС на этапе формирования экономического союза / Г. Н. Янкин // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 2(165). – С. 76-77.