Фрагмент для ознакомления
2
Социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Система социального обслуживания в РФ состоит из государственных, муниципальных и негосударственных учреждений помощи. Основными формами этих услуг были материальная помощь, помощь на дому, стационарное лечение, временная защита, дневной уход в учреждениях социальной защиты, консультирование, социальная защита, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь и др.
Актуальность темы исследования. РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38 [1]) право на социальное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина. Право на социальное обеспечение распространяется на всех людей и сопровождает каждого с момента рождения и до конца жизни во всех случаях нуждаемости по независящим от человека обстоятельствам. Таким образом, в системе социального обеспечения реализуются важнейшие конституционные права граждан. Поэтому можно убедиться в актуальности выбранной темы.
Социальное законодательство РФ (в том числе законы о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим от несчастных случаев на производстве, социальной помощи малообеспеченным, социальном обслуживании и т.д.) продолжает ежегодно изменяться, появляются совершенно новые правовые нормы.
Объектом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы социального обслуживания в системе социальной защиты населения, состояние и перспективы развития.
Предмет исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы социального обслуживания в системе социальной защиты населения, состояние и перспективы развития.
Цель исследования является анализ понятия, юридической природы социального обслуживания в системе социальной защиты населения, состояние и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие социального обслуживания и нормативно-правовое регулирование;
2.рассмотреть формы социального обслуживания населения и их характеристика;
3.исследовать государственную систему социального обслуживания;
4.определить региональные программы развития социального обслуживания в городе Новосибирске;
5.рассмотреть учреждения, предоставляющие социальное обслуживание в регионе;
6.проанализировать и дать характеристику деятельности муниципального бюджетного учреждения филиал «Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района» города Новосибирска.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие социального обслуживания и нормативно-правовое регулирование
Правовое регулирование социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (далее – ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ [3]), другими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами.
Социальное обслуживание в настоящее время является неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание нельзя рассматривать только как компенсационную форму социальной защиты в виде различных видов услуг, или только как организационную форму социальной работы или только как вариант социальной технологии, так как это сузило бы содержание данного понятия. Социальное обслуживание - это особый вид социальной работы, ориентированный на удовлетворение социальных потребностей различных категорий граждан, не только тех, кто находится в трудной жизненной ситуации или в группе риска, но и всех людей на разных этапах развития, от рождения до конца жизни. Считается, что социальная работа ориентирована на удовлетворение потребностей людей на разных стадиях развития, от рождения до конца жизни [11, с. 102].
Система социального обслуживания стала важнейшим сектором социальной сферы общества, который помогает отдельным людям, семьям или определенным группам людей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, преодолеть свои трудности с помощью различных средств социальной и человеческой деятельности, направленных на адаптацию, реинтеграцию и простое выживание. На современном этапе формирования системы социального обслуживания граждан есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как формирующий институт, как процесс предоставления социальных услуг и как важную часть социальной защиты граждан и их организационно-правовых форм в результате этой специфической социальной деятельности.
Категория социальных услуг имеет многоаспектный характер и рассматривается в различных научных исследованиях как "парадигма социальной работы", "технологии социальной работы", "отрасли государственной социальной сферы", "организационные формы социальной работы". Однако большинство исследователей отмечают, что сегодня социальные службы функционируют как сектор сферы социальной работы и одна из ее организационных форм.
Центры социального обслуживания относятся к организациям социального обслуживания, в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2020 № 918н (далее - Приказ Минтруда РФ от 17.12.2020 № 918н) [5].
Организации социального обслуживания - это организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание (ч.1 ст. 23 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ).
Организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и функционируют с учетом следующего:
-методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания;
-Правил организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений (далее - Приказ Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н) [7].
В Приказе Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н устанавливает права и обязанности организаций социального обслуживания, перечни и порядок предоставления социальных услуг, требования к структуре организаций социального обслуживания, рекомендуемую штатную численность и др.
Согласно ст.2 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н социальные услуги могут предоставляться юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями независимо от их организационно-правовой формы.
Деятельность организаций социального обслуживания регулируется Гражданским кодексом РФ, другими законодательными нормативными актами РФ ее субъектов, а также ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (п.3 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
Центры социального обслуживания относятся к организациям, предоставляющим социальные услуги в полустационарной форме и на дому. В полустационарной форме социальные услуги предоставляются в определенное время суток в центрах социального обслуживания, а на дому - по месту жительства получателя социальных услуг (п.п.5-7 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
В центрах социального обслуживания могут предоставляться социальные услуги по социальному обеспечению, охране здоровья, психосоциальные, социально-педагогические, профессиональные, юридические, срочные социальные услуги, а также услуги по совершенствованию коммуникативных навыков получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов с ограниченной подвижностью. Конкретный перечень услуг, штатное расписание и нормы оснащения устанавливаются и утверждаются законами субъектов РФ (п.8 и п.15 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
Социальные услуги предоставляются в соответствии с порядком предоставления социальных услуг и на сумму не менее установленной стандартами социальных услуг. Социальные услуги предоставляются до устранения условий, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни получателя социальных услуг [11, с. 107].
Предпочтительными являются формы социального обслуживания на дому, в том числе с использованием стационарных альтернативных технологий, полустационарные формы социального обслуживания и стационарные формы социального обслуживания, обеспечивающие проживание получателей социальных услуг, нуждающихся в постоянном уходе, и предназначенные для кратковременного освобождения семьи от постоянного ухода, которые предоставляются в непосредственной близости от получателя социальных услуг с сохранением условий проживания.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг, в которых указываются форма, вид, объем, периодичность, условия и продолжительность предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению.
Индивидуальные программы предоставления социальных услуг составляются с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг и подлежат пересмотру не реже одного раза в три года с учетом изменения этих потребностей.
Индивидуальные потребности получателя социальных услуг определяются с учетом обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить его жизненную ситуацию. При определении индивидуальной нуждаемости получателей социальных услуг ребенок - исходя из права получателей социальных услуг жить и воспитываться в семье, права на совместное проживание с родителями и - для проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания - права получателей социальных услуг на выбор места пребывания и места жительства, добровольно Необходимо исходить из принципа сохранения пребывания в привычной и благоприятной среде, включая принцип социального обслуживания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере") // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2023
5. Приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 918н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2021 № 62584) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.02.2021
6. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2015. - № 2
7. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н (ред. от 30.03.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36314) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2015.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (ред. от 14.04.2022) "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2020
Научная литература:
9. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
10. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
11. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
12. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
13. Гусева Т.С., Семянникова Д.А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10 - 16.
14. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
15. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М: Юрайт, 2019. 188 с.
16. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2019. 240 с.
17. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
18. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
19. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт, 2019. 406 с.
20. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2019. 430 с.
21. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С., Овчаренко С.А. Организационные и правовые основы деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социального обслуживания в РФ // Социальное и пенсионное право. 2014. № 3. С. 18 - 22.
Публикации периодической печати и научных сборников:
22. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. - М: 2019. 264 с.
23. Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. № 1. - С.22.
24. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
25. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
26. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
27. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
28. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
29. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
30. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. - С.24
31. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. - С. 109.
32. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в РФ как социальном государстве // Современное право. 2018. № 6. С. 29 - 36.
33. Черепанов В.А. Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 61 - 64.
Электронные ресурсы:
34. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
35. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
36. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
37. Официальный сайт ФИЛИАЛ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА" : http://social.novo-sibirsk.ru/SiteKCSO№/lenKCSO№/SitePages/default.aspx