Фрагмент для ознакомления
2
Современная система образования в дошкольном образовательном учреждении направлена, прежде всего, на формирование разносторонней и гармоничной личности. Основой для развития разнообразных современных методов обучения является гуманистическая, ориентированная на личность – педагогика. В связи с этим педагог должен ориентироваться в современных методах, приемах, технологиях и средствах обучения, правильно подбирать оптимальные средства, методы и приемы, оптимально подходящие для развития той или иной сферы личности, знаний и умений дошкольников.
Следует понимать, что средства воспитания – это как специально созданные объекты и спланированные ситуации, сознательно организованные условия для работы дошкольников, так и спонтанные события, спонтанные действия детей, природные объекты и т. д. В связи с этим педагог должен четко представлять, какие средства обучения влияют на ребенка в целом, конкретная ситуация и как их использовать максимально грамотно и эффективно. Например, это можно наблюдать в отношении педагогического общения: то, как педагог общается, как он себя ведет, как он взаимодействует с детьми и взрослыми, является мощным средством воспитания, соответственно, необходимо полностью контролировать собственный процесс общения с детьми и т. д.
Одной из важнейших сфер развития личности ребенка является сфера нравственных установок: это связано с тем, что именно понимание и овладение моральными нормами позволяет ребенку эффективно социализироваться и адаптироваться в конкретном обществе, принадлежащем к определенной культуре. Соответственно, вопрос выбора средств воспитания, причем достаточно разнообразных, позволяющих эффективно реализовать это направление, наиболее подходящих для реализации нравственного воспитания старшего дошкольника, является достаточно актуальным в современном дошкольном образовании.
Цель исследования: рассмотреть опыт использования различных средств воспитания в работе с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: средства воспитания.
Предмет исследования: опыт использования различных средств в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Описать общие психологические проблемы в воспитании.
2. Рассмотреть средства в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ опыта использования инновационных средств в воспитании детей.
4. Проанализировать опыт воспитания дошкольников путем дидактических игр.
Гипотеза: использование различных средств воспитания позволяет достичь эффективных результатов в процессе формирования личности детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анализ педагогического опыта.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования разнообразных средств в воспитании детей
1.1 Общие психологические проблемы в воспитании
Воспитание по определению является процессом организованного и направленного воздействия на личность и поведение ребенка.
Воспитание – это один из аспектов обучения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание, как и образование, можно рассматривать как социальный порядок общества, поскольку именно в результате этого процесса человек адаптируется (или не адаптируется, в случае неудачного обучения) к жизни в конкретном обществе.
Исходя из высших гуманистических ценностей, которые человечество развило в ходе истории своего развития и которые оно пытается понять и привить новым поколениям, основные цели воспитания – это всестороннее развитие человеческой личности и усвоение непреходящих ценностей: духовности (приоритет высоких моральных идеалов над сиюминутными потребностями и побуждениями), свободы (стремление человека к внешней и внутренней независимости и признание равных прав за другим человеком), ответственности (например, право на свободу). Обратная сторона свободы, как осознание последствий своих действий и готовность отвечать за них).
В целом, на наш взгляд, в процессе воспитания у человека должны формироваться различные аспекты его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность, свобода, активность и творчество. Помимо этого, существуют конкретные цели воспитания, обусловленные, например, конкретными условиями развития общества (сегодня это может быть приоритетом в воспитании таких качеств, как предприимчивость, инициативность, стремление к успеху и т. д.).
Деятельность педагога - это во многом искусство, в котором выражается самобытность личности, ее индивидуальность, отношение к воспитанникам.
На результаты воспитания большое влияние оказывает профессиональное мастерство педагога, его способность влиять на ход обучения.
Результаты воспитания ощутимы не сразу, между проявлениями образованности и необразованности существует большой промежуток времени, в течение которого формируются необходимые свойства личности.
Находясь под влиянием многих факторов, личность накапливает как положительный, так и отрицательный опыт, который необходимо исправить, и поэтому образовательный процесс характеризуется изменчивостью и неопределенностью результатов.
Несмотря на то, что процесс воспитания подвижен, динамичен, изменчив, он характеризуется непрерывностью и продолжительностью.
Поведение воспитанника не может изменить только одно яркое занятие. Если воспитательный процесс идет от случая к случаю, не углубляет и не развивает устойчивых привычек, то педагогу приходится начинать все с самого начала и заново накладывать "отпечаток" на сознание ученика.
Формирование личности происходит под влиянием семьи, сверстников, взрослой среды, студенческого коллектива, общественных организаций, и здесь важная роль отводится коллективу, личности педагога, поэтому важно, чтобы требования, исходящие от коллектива и воспитателя, соответствовали его потребностям, педагоги не противоречат друг другу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2005. — 448 с.
2.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М.: Политиздат, 2000. — 335 с.
3.Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. — М.: Русайнс, 2018. — 320 c.
4. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. — М.: Русайнс, 2018. — 256 c.
5. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. — СПб.: Планета Музыки, 2015. — 128 c.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2018. — 320 c.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. — СПб.: Питер, 2017. — 624 c.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 479 c.
9.Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
10.Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
11. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. — М.: Проспект, 2019. — 400 c.
12. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2015. — 400 c.
13.Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 192 c.
14.Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. — М.: КноРус, 2019. — 48 c.
15.Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник / В.Д. Самойлов. — М.: Юнити, 2015. — 207 c.
16. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 509c.