Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Исторические аспекты и экономика Ленинградского края 5
1.1. Исторические предпосылки становления Ленинградского края 6
1.2. Экономическая система Ленинградского края 8
Глава 2. Анализ финансовой системы Ленинградского края 13
2.1. Доходы и расходы сводного бюджета края 13
2.2. Выручка от страховой и инвестиционной деятельности в крае 17
2.3. Финансовые показатели уровня жизни населения края 19
2.4. Совершенствование механизмов межбюджетного регулирования 21
Заключение 26
Список источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений привело к серьезным изменениям объективных составляющих социально-экономического процесса и доли ресурсов в нем.
Территориальные ресурсы следует рассматривать как основу комплексного социально-экономического развития. В настоящее время социально-экономическое развитие получило новый импульс и направление для участия в формировании региональной экономики. В структуре региональных ресурсов, как основы регионального потенциала, можно выделить следующие группы: региональные основные фонды; природные ресурсы; земельно-имущественный комплекс; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы; информационные ресурсы.
Финансовая обеспеченность во всех регионах определяется соотношением формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении административного департамента, к объему расходов для обеспечения развития региона, текущим расходам и капитальным вложениям для финансирования объема расходов.
Определение общего финансового потенциала на уровне каждого региона является основой для прогнозирования развития. Только на основе оценки текущей финансовой ситуации и ее долгосрочных изменений может быть сформулирована стратегия экономического роста региона.
В условиях развития рыночных отношений изменились цели, задачи и методы формирования и использования финансовых ресурсов страны. Следовательно, необходимо наилучшее сочетание централизованных и децентрализованных органов власти, что проявляется в разделении их функций и полномочий, что означает равное распределение собранных средств.
В связи с этим на всех уровнях экономики, будь то горизонтальные или вертикальные, возникли взаимовыгодные финансово-экономические отношения. Основой финансовой политики является организационная система финансовых отношений, механизм финансового надзора и социально-экономическое развитие регионов и стран.
Финансовый механизм является неотъемлемой частью экономического механизма субъекта Федерации. Это форма организации финансовых отношений, способ формирования финансовых ресурсов и фондов, а также способ их использования для достижения необходимых условий экономического и социального развития субъекта Федерации.
Структуру финансового механизма управления экономическим развитием территории можно определить как унификацию бюджетной, фискальной и кредитной политики субъектов Российской Федерации. Финансовой основой структуры регионального правительства является его бюджет. Через региональный бюджет средства общественного потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Экономическая сущность регионального бюджета отражается в его целевом назначении.
Специфика частных элементов механизма бюджетного управления зависит от вида доходов, налогообложения и направления бюджетного финансирования. Здесь можно выделить такой элемент бюджетного механизма, как бюджетное распределение, то есть определение норм и нормативов, в соответствии с которыми устанавливаются лимиты бюджетных расходов. В последнее время административная система, система контроля и система политической поддержки бюджетного процесса стали особенно важными в функционировании бюджетного механизма.
Степень научной разработанности
Цель исследования: проанализировать особенности финансовой системы субъекта Российской Федерации на примере Ленинградского края в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические предпосылки становления Ленинградского края;
2. Рассмотреть экономическую систему Ленинградского края;
3. Раскрыть доходы и расходы сводного бюджета края;
4. Изучить выручку от страховой и инвестиционной деятельности в крае;
5. Раскрыть финансовые показатели уровня жизни населения края;
6. Разработать способы совершенствования механизмов межбюджетного регулирования.
Объект исследования: Ленинградская область.
Предмет исследования: анализ деятельности и взаимосвязи звеньев финансовой системы региона.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
Глава 1. Исторические аспекты и экономика Ленинградского края
1.1. Исторические предпосылки становления Ленинградского края
Ленинградская область является субъектом Российской Федерации и расположена на северо-западе европейской части страны. Она входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Область занимает площадь в 83 908 квадратных километров, что составляет 0,49% от площади России. По этому показателю регион занимает 39-е место в стране. С запада на восток территория простирается на 500 километров, а максимальная протяженность с севера на юг составляет 320 километров.
Край образован в результате административно-территориальных реформ 1 августа 1927 года. Исторически ранее это была Санкт-Петербургская губерния, основанная в 1708 году.
Местом расположения высших органов государственной власти является город Гатчина (с 2021 года) [8], а также город Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 год - Ленинград, отсюда и название региона). С 3 апреля 2023 года город Гатчина является столицей Ленинградской области.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии // Дело и сервис. - 2020. - С. 15-16.
2.Бетин О. И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления в современных российских условиях / О.И.Бетин. - М.: Вита, 2019. – 326 с.
3.Богачева О. Становление российской модели бюджетного федерализма и его роль в России // Вопросы экономики Российской Федерации. - 2020. - № 8. - С. 30-40.
4. Бурцев В.В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2019. - № 5. – С. 44-63.
5. Буянова М. Э, Дятлов Д. А. Риски финансовой системы региона: выявление и оценка // Финансы и кредит. Экономическая система. - 2020. - № 37. – С. 44-59.
6.Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность / С.Д. Валентей. - М.: Вита, 2020. – 410 с.
7.Грефф К. Как создать оптимальные региональные финансовые системы в России? // Методика распределения трансфертов в Российской Федерации. – 2020. – С. 22-46.
8.Игудин А. Г., Попонова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы и экономическая система. – 2020. - № 4. - С. 49-52.
9.Лексин В. Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. – 2019. - №3. - С. 18-25.
10.Лыкова Л. Н. Проблемы бюджетного федерализма // Федерализм. - 2022. - № 1. – С. 102-116.
11.Областной закон Ленинградской области от 22.04.96 № 11-оз «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Ленинградской области».
12.Областной закон Ленинградской области от 16.06.97 № 15-оз «О минимальном бюджете муниципального образования в Ленинградской области».
13.Областной закон Ленинградской области от 10.06.97 № 12-оз «О социальных стандартах Ленинградской области».
14.Областной закон Ленинградской области от 29.12.2000 № 45-оз «Об областном бюджете Ленинградской области».
15.Пыренков П. Б. Основные задачи региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2020. - № 1. - С. 4-13.
16. Русецкая Э.А. Развитие страхования как инструмента повышения эффективной системы экономической безопасности страны // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - № 6. – С. 14-29.
17. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены в России как основа экономической системы: эволюция, трансформация, безопасность / В.К. Сенчагов. - М.: Анкил, 2020. – 312 с.
18. Скворцова М.А. Формирование системы управления финансовой безопасностью регионов на основе многомерной классификации / М.А. Скворцова. – М.: Наука, 2020. – 415 с.
19. Финансы: учеб. для вузов / под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М. : Финансы, ЮНИТИ. 2019. - 326 с.
20. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В.Б. Христенко. - М.: Дело, 2022. – 380 с.
21. Хурсевич С. Н., Сибиряков С. А. Бюджетная политика: утопии и реальность // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая поилтика. – 2020. - № 5. - С. 25-35.
22. Черная И.П. Финансовая система в Российской Федерации и ее роль в современных условиях: учебное пособие / И.П. Черная. - М.: Дашков и Ко, 2019. – 256 с.
23. Чувилова О.Н. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях перехода мировой финансовой системы на новый уровень / О.Н. Чувилова. - Ставрополь: Изд-во Графа, 2019. – 347 с.
24. Чувилова О.Н. Структура финансовой системы региона / О.Н. Чувилова. – М.: Наука, 2020. – 415 с.