Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в практике современного специального образования сложились три основные системы обучения детей: сегрегационное, интегрированное и инклюзивное.
Инклюзия и интеграция – гражданское право на образование с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями (далее ОВЗ).
Успешность инклюзии и интеграции зависит от уровня сопровождения и профессиональной работы участников образовательного процесса (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, руководителей образовательных организаций, родителей), исходя из личности, характеристики и потребностей каждого ребенка.
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Под инклюзией и интеграцией понимается обучение детей с особенностями развития в общеобразовательных учреждениях вместе с детьми, получающими обычное образование, для удовлетворения их особых образовательных потребностей (Б.В. Белявский) [2]. Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья считается реализация условий специального образования в специальной учебной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский) [13].
Условия специального образования включают программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурно-информационную среду, педагогику, медицину, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.) [1].
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина) [11]. В нем говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения. При этом было определено, что такая система требований должна включать в себя различные компоненты, в целом, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
Все вышесказанное показывает, что в настоящее время инклюзивное и интегрированное обучение особо востребовано в связи с разнообразными патологии детей и различие в их проявлении.
Актуальность исследования определяется противоречием между:
- увеличивающимся числом детей с особыми образовательными потребностями и недостаточной практикой использования инклюзивного и интегрированного обучения с детьми с особыми образовательными потребностями в России.
- практикой использования инклюзивного и интегрированного обучения детей в разных странах и выявление положительного опыта.
Таким образом, необходимо подробнее рассмотреть какие исторические этапы претерпело становление инклюзивного и интегрированного образования в России и за рубежом, как страны за рубежом узаконивали и развивали практики инклюзивного и интегрированного обучения и какие трудности в данном вопросе существуют в России.
Цель – изучение психолого-педагогической литературы по развитию инклюзивного и интегрированного обучения в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть сущность понятия «инклюзивное обучение»;
2.Рассмотреть сущность понятия «интегрированное обучение»
3.Описать историю развития и особенности осуществления инклюзивного обучения в России и за рубежом;
4.Описать историю развития и особенности осуществления интегрированного обучения в России и за рубежом.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы определения рассматриваемых понятий
1.1 Понятие об инклюзивном обучении
Многочисленные источники отмечают, что инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями [6].
Американская педагогика рассматривает инклюзию как преобразование общей школы в общие образовательные цели и потребности обычных детей и детей с проблемами в развитии. В немецкоязычных странах термин «инклюзия» используется относительно редко. Здесь они продолжают использовать термины «интеграция», «совместное обучение» и «включение». Страны, в которых действует американская модель образования, в том числе и Россия, все чаще используют термин «инклюзия» [12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
2. Безруких, Е. Г. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса / Е. Г. Безруких // Проблемы педагогики. 2015. №6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannoe-obuchenie-kak-sredstvo-organizatsii-sovremennogo-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 11.01.2024).
3. Волкова, Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова, Н.Е. Граш, А.М. Волков //Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 3-8.
4. Гамаюнова, А.Н. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. Н. Гамаюнова, А. Е. Пискайкина // Специальное образование. – 2013. – № 4. – С. 20-27
5. Иванова, Н. И. Из истории интегрированного обучения / Н. И. Иванова // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1306/ (дата обращения: 11.01.2024).
6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
7. Педагогика инклюзивного образования: учебник /Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРАМ, 2016. – 335 с.
8. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
9. Максимова, Н. А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски / Н. А. Максимова // Педагогическое образование в России. - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (дата обращения: 11.01.2024).
10. Мустафина, Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1397/ (дата обращения: 11.01.2024).
11. Мушкина, И.А, Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом / И.А. Мушкина, Н.В. Бородина, О.П. Садилова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.01.2024).
12. Назарова, Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 262.
13. Специальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2009. – 556 с.
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 10.01.2024).
15. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12154331 (дата обращения 10.01.2024).
16. Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына // Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – С. 355.