Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ формирования ценностных ориентаций у младших школьников 5
1.1. Понятие ценностных ориентаций 5
1.2. Этапы формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у младших школьников 15
Глава 2. Исследование педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников 17
2.1. Роль педагога в формировании ценностных ориентаций у младших школьников 17
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса для развития ценностных ориентаций у младших школьников 20
Глава 3. Эмпирическое исследование формирования ценностных ориентаций у младших школьников 22
3.1. Цели и задачи исследования 22
3.2. Методы исследования 23
3.3. Результаты исследования 25
Заключение 27
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Ценностные ориентации - это убеждения, представления и ценности, которые определяют приоритеты и поведение человека. Они влияют на принятие решений, выборы и отношения в различных сферах жизни, таких как семья, работа, политика, религия и т.д.
Ценностные ориентации могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные ценностные ориентации связаны с личными предпочтениями и убеждениями каждого отдельного человека. Коллективные ценностные ориентации отражают общие убеждения, ценности и нормы внутри группы, сообщества или культуры. [2,30]
Некоторые примеры ценностных ориентаций включают:
1. Материальное благополучие: приоритет удовлетворения материальных потребностей, добиваться финансовой стабильности и успеха в карьере.
2. Саморазвитие: стремление к личностному росту, образованию и самосовершенствованию.
3. Семья: приоритет семейных отношений, забота о близких и в создании семьи.
4. Свобода и независимость: приоритет самостоятельности, свободного выбора и личной автономии.
5. Традиции и культура: уважение к истории, культуре, ценностям и нормам своей страны или народа.
6. Справедливость и равенство: приоритет борьбы с неравенством, несправедливостью и дискриминацией.
7. Экологическое сознание: приоритет бережного отношения к окружающей среде и заботы об экологическом равновесии.
Ценностные ориентации могут сильно различаться в разных культурах, обществах и группах людей. Они могут быть формированы под влиянием семьи, образования, религии, среды, социальных условий и других факторов. Понимание собственных ценностных ориентаций и уважение к разнообразию ценностей являются важными аспектами для построения гармоничных отношений и общественного развития.
В 20 веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Милтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. [3,40]
В основе метода Рокича лежит идея о том, что ценность — это твёрдое убеждение в фундаментальном предпочтении чего-то конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако психолог также предполагает, что их не так уж и много.
Всех их Мильтон разделил на два типа — терминальные и инструментальные. Первые – это убеждения в том, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.
Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение в том, что определенное свойство человека или образ ее действий всегда остается приоритетным в любой ситуации.
То есть первый тип влияет на цели индивидуального существования, а второй – на способы их достижения и способы действия.
Методика Рокича предполагает также анализ ценностей и их разделение на группы, что логично, поскольку все убеждения касаются определенных сфер жизни. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К указанному выше инструментальному типу относятся убеждения об общении, этике, бизнесе, альтруизме, самоутверждении и других людях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авраменко, Е.А. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников: Теоретический анализ и педагогические рекомендации: Монография. – Москва: Смысл, 2017.
2. Батышева, Т.Л. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников: Диссертация. – Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
3. Даринская, Е.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в условиях социокультурной трансформации общества: Монография. – Москва: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
4. Каменева, Е.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе их самостоятельной работы: Диссертация. – Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
5. Колупаева, Л.М. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе литературного чтения: Диссертация. – Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
6. Мельников, В.Г. Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников в современном образовательном пространстве: Монография. – Москва: Просвещение, 2014.
7. Поташник, М.В. Педагогические условия формирования социальных ценностных ориентаций младших школьников: Диссертация. – Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
8. Рыжова, С.А. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в различных условиях обучения: Монография. – Москва: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
9. Соколова, Ю.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения русскому языку: Диссертация. – Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.
10. Усова, Н.А. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в условиях межкультурного общения: Монография. – Москва: Академия естественных наук, 2019.
11. Островская, Н.В. (2015). Взаимосвязь педагогических условий с формированием ценностных ориентаций у младших школьников. Вестник Липецкого государственного педагогического университета, 3(29), 92-96.
12. Пахнюк, И.С. (2013). Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Воспитательная работа в школе, 5, 83-87.
13. Румянцева, Е.А. (2011). Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения русского языка. Москва: Издательство МГУ.
14. Сороковикова, Н.Д. (2017). Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе чтения художественной литературы. Вестник Томского государственного педагогического университета, 3(189), 90-94.
15. Шелепова, М.И. (2014). Проектирование педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе изучения природоведения. Педагогическое образование и наука, 2, 144-150.
16. Беляева, Н. М. Основы педагогики: учебник для студентов пед. вузов / Н. М. Беляева. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 320 с.
17. Васильев, А. В. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. В. Васильев. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
18. Гальченко, В. Ф. Педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Ф. Гальченко. – М.: Педагогика, 2008. – 427 с.
19. Дубровина, И. В. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / И. В. Дубровина, Т. В. Юрьева. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2008. – 352 с.
20. Зимняя, Ирина Анатольевна. Психология обучения школьников: Учебник для студ. пед. ин-тов / Ирина Зимняя. – М.: Просвещение, 2007. – 336