Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ 6
1.1 Сущность и понятие общения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие представлений об аутизме в научных исследованиях 10
1.3 Особенности общения у дошкольников с аутизмом 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ 17
2.1 Результаты изучения особенностей общения у дошкольников с аутизмом 17
2.2 Формирование навыков общения у дошкольников с аутизмом в процессе логопедических занятий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра. Ещё в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о коррекционной работе с данной категорией детей [11].
Аутизм предстаёт всё более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра.
Данная проблема усугубляется и тем, что на сегодняшний день, не смотря на почти столетнее изучение данной проблемы, в нашей стране отсутствуют специалисты для выявления детей с аутизмом и социализации таких детей.
Без специализированной помощи до 95-97% детей с аутизмом становятся тяжелыми психическими инвалидами. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ограниченными возможностями здоровья [13].
Недостаточно глубокая разработка проблемы воспитания детей с аутизмом, понимание причин возникновения данного заболевания, важность коррекционной работы для таких детей, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, особенно направленных на коррекцию коммуникативной сферы, позволили определить нам актуальность темы исследования.
Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия:
- между современными целевыми ориентирами школьного образования в части развития навыков общения детей дошкольного возраста и традиционной практикой развития навыков общения у дошкольников с аутизмом;
- между признанием в необходимости развития навыков общения у детей дошкольного возраста с аутизмом и недостаточной изученностью ее сущностных и структурных особенностей и слабой методической разработанностью применения методов в коррекции навыков общения у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности логопедической работы по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Объект исследования: общение у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Предмет исследования: особенности развития общения у детей дошкольного возраста с аутизмом.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: у детей с аутизмом наблюдается дефицит навыков общения, что выражается в стереотипности поведения, отсутствии эмоционального и речевого контакта.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть сущность понятия «общение»;
2.Выявить особенности формирования навыков общения навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом;
3. Определить уровень развития навыков общения у детей дошкольного возраста с аутизмом;
4. Предложить рекомендации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- онтогенеза развития коммуникативных навыков у детей, функциях и формах развития коммуникации (М.А. Виноградова, Е.В. Громова, О.В. Защиринская, М.И. Лисина), позволивших нами выделить компоненты развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с аутизмом;
- этиопатогенезе, причинах, видах патологии развития у детей аутизма (А.А. Безгодова, М.В. Злоказова, А.В. Виневская, В.Б. Очирова, Д.А. Кирс и. др.);
- особенностях обучения и воспитания детей с аутизмом (С.Л. Мазалова, С.А. Морозов, О.С. Никольская, И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова и др.).
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативно-правовой документации);
- эмпирические (психолого-педагогический (констатирующий) эксперимент);
- статистические (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования.
Экспериментальная выборка: в исследовании участвовало 10 старших дошкольников школьников в возрасте 6 лет с аутизмом.
Практическая направленность исследования обусловлена тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе работы с детьми с аутизмом в коррекции развития коммуникативных навыков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ
1.1 Сущность и понятие общения в психолого-педагогической литературе
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности [12].
Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог [9].
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей.
Следует подчеркнуть, что понятие общения в современной психолого-педагогической литературе в основном соотносится с такими феноменами, как, например, «коммуникация» и «отношение». Подобная трактовка понятия «общение» может преодолевать одностороннее понимание имеющей место взаимосвязи общения и деятельности. Также указанный подход именно через призму отечественной психологической науки находит свое отражение непосредственно в субъект-субъектном взаимодействии [18].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азова О.И. К вопросу об аутизме / О.И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. 2016. № 1. С. 7-20.
2. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / С.В. Алехина / под ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
3. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 14 – 17.
4. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева // Детский сад. – 2011. - №1. – С.18.
5. Безгодова, А.А. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы / А.А. Безгодова, М.В. Злоказова // Вятский медицинский вестник. - 2015 - №2 (46).
6. Белкина В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
7. Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014 - №19.
8. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана / А.В. Виневская В.Б. Очирова // Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3 (47), с. 12-23.
9. Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 5. – С.16.
10. Дорохов, М.Б. Нейропсихологическая модель формирования аутистических расстройств и особенности их психокоррекции / М.Б. Дорохов // JSRP, 2015 - №5 (25), с. 5-63.
11. Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, Т.Н. Саблина // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 - Т. 7, №4, с.44-51.
12. Защиринская, О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (дата обращения: 03.01.2024).
13. Кирсс, Д.А. Анализ причин аутизма и методов абилитации детей-аутистов с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана / Д.А. Кирсс // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2015 - № 3.
14. Клевитов, С.И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе / С.и. Клевитов, О.С. Терентьева // Вестник ТГУ, 2014 - №6 (134).
15. Князькова, А. А. Педагогическое речеведение: справочное пособие / А.А. Князькова. – М.: Флинт, Наука, 1998. – 312 с.
16. Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – универсальная форма организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Кобрина, М.Ю. Данилкина // Специальное образование, 2015 - №XI.
17. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с.
18. Коробкова, О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41
19. Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.А. Кумова; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
20. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва, 1986. – 197 с.
21. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
22. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2015. – 214 с.
23. Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клинико-динамический, региональный и семейный аспекты) / К.А. Натарова, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск: Изд.: « Иван Фёдоров», 2012. - 192 с.
24. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) / О.С. Никольская // Дефектология. 2010. № 2. С. 3-18.
25. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
26. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
27. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 12.12.2023). – Текст: электронный.
29. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / А. В. Хаустов. М.: ВЛАДОС, 2005. 176 с.
30. Щетинина, В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников / В.В. Щетинина // Карельский научный журнал. 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 41-44.