Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования технологий креативного обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции 5
1.1. Коммуникативная компетенция в обучении английскому языку 5
1.2. Характеристика технологий креативного обучения 11
1.3. Использование технологий креативного обучения на уроках английского языка 19
Глава 2. Практическое использование технологий креативного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы 26
2.1. Система упражнений в обучении продуктивным видам речевой деятельности на английском языке, основанная на технологии креативного обучения 26
2.2. Методические рекомендации по использованию системы упражнений в обучении продуктивным видам речевой деятельности на английском языке 32
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение 40
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования технологий креативного обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции
1.1. Коммуникативная компетенция в обучении английскому языку
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, активизация познавательной деятельности старших школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Эффективность обучения иностранному, в том числе, английскому языку в школе зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности школьников. Старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов средней школы [11].
Под коммуникативной компетенцией понимают способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, которые в методике преподавания языка называют речеведческими. Под ними понимают стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и др. Сюда также входят умения и навыки анализа текста.
Коммуникативная компетенция включает в себя общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. В современном информационном обществе существует необходимость сформированной у субъекта способности грамотного отбора и обработки информации, её оценка и анализ. Такого рода умения старших школьников могут быть реализованы лишь в том случае, если обучающиеся владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом. Специалисты рассматривают три аспекта коммуникативной компетенции:
1. Коммуникативные личностные качества субъекта.
2. Владение субъектом техникой общения, предусматривающей наличие определённых коммуникативных умений и навыков.
3. Способность владения методикой и тактикой общения и умение выстраивать продуктивное общение в ситуации деятельности.
К основным элементам коммуникативной компетенции субъекта относят [4]:
-богатый лексикон;
-грамотная письменная и устная речь;
-знание этики и ее применение в жизни;
-знание и владение стратегиями общения;
-умение налаживать контакт с разными людьми и анализировать их поведение;
-способность улаживать конфликты;
-умение выслушать собеседника и проявлять к нему интерес;
-уверенность в себе.
Методисты на практике рассматривают несколько уровней сформированности коммуникативной компетенции субъекта:
1. Первый уровень – неосознанная компетенция.
2. Второй уровень – репродуктивная компетенция.
3. Третий уровень – продуктивная компетенция.
4. Четвёртый уровень (наивысший) – творческая компетенция в процессе коммуникации.
К моменту обучения в старшей школе, ученик приобретает некоторую степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для дальнейшего учения в вузе или работе на производстве. В этом возрасте происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации. Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач своего дальнейшего развития. Созревание когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые личностные качества, которые проявляются у них в форме критики, сомнений и противодействия ценностям.
Нельзя не отметить возрастание личностной тревожности учащихся в данный период. Это можно объяснить особенностями социальной ситуации развития старшеклассника, поскольку перед ним стоит много ответственных действий и решений. Ученики XI классов испытывают чрезмерное беспокойство в связи с подготовкой к ГИА. Старшеклассники боятся не оправдать ожидания учителей и родителей. Очевидно, что в этот период времени всем требуется быть более внимательными к подросткам и усиленно заниматься с ними по предмету, чтобы они были уверены в своих силах [7].
Педагогу работать со старшими школьниками не всегда просто, поскольку педагог сегодня выполняет иные функции, чем это было в традиционной образовательной модели. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида образовательного результата:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Агеносова, Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста [текст]/ Н.Л. Агеносова. – М.: Флинта, 2015. - 191 с.
3. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. –Красноярск, 2013. – С. 9-12.
4. Баранников, А.В. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования [текст]/ А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. –2009. – 10 с.
5. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения
иностранным языкам? [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С. 2–6.
6. Борзова, Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2017. – 60 с.
7. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (Дата обращения: 06.01.2024).
8. Горлова, Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
9. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных
способностей в учебной деятельности школьников // The
Emissia. Offline Letters, 2011. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm (Дата обращения: 06.01.2024).
10. Когнитивная психология [текст]/ под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 480 с.
11. Кохендерфер, Ю.В. Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
12. Когнитивный подход в обучении иностранному языку [электронный ресурс]/ https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340 (Дата обращения: 06.01.2024).
13. Мусницкая, Е.В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е.В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
14. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст] / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.:
Просвещение, 2014. – 425 с.
15. Психологические аспекты [текст] – СПб: Каро, 2013. – 318 с.
16. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] /Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
17. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения. [текст]/ Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
18. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
19. Пантюхова, П.В. Психолого- педагогические условия раннего обучения иностранному языку в общеобразовательной школе [текст]/ П.В. Пантюхова // Наука. Инновации. Технология. – 2007. – № 2. – С. 53 - 56.
20. Паранчер, Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии [текст]/ Н.Н. Паранчер // Шк. технологии. – 2002. – № 3. – С.76-86.
21. Реан, А.А. Психология и педагогика [текст]/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – М., 2012. – 486 с.
22. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов
обучения в образовательном процессе вуза [текст]/ Е.А.Реутова. - (методические рекомендации) – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 58 с.
23. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях. [текст] – М.:
Просвещение, 2010 – 263 с.
24. Учёт когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку [электронный ресурс]/ Педагогические науки. -Выпуск №7 (109) Июль 2021 / https://research-journal.org/pedagogy/uchet-kognitivnyx-stilej-obuchayushhixsya-pri-vybore-strategij-obucheniya-inostrannomu-yazyku/ (Дата обращения: 06.01.2024).
25. Храмченко, Т.А. Учет когнитивных стилей учащихся в инновационных технологиях обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» [электронный ресурс]/ https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-kognitivnyh-stiley-uchaschihsya-v-innovatsionnyh-tehnologiyah-obucheniya-inostrannym-yazykam (Дата обращения: 06.01.2024).