Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы в современных условиях очевидна. На современном этапе развития одним из главных приоритетов государства является стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех информационное общество, в котором каждый мог бы создавать и накапливать информацию, знания, иметь к ним свободный доступ, чтобы в полной мере реализовать личностный потенциал, повышая качество жизни и способствуя общественному прогрессу.
После распада Советского Союза одной из важнейших проблем формирования нового российского федеративного государства стала проблема разграничения компетенций и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Правильное решение обеспечило как целостность федеративного государства и его эффективность в управлении, так и независимость субъектов Федерации в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Международный опыт федерализма показывает, что эффективность роли федерального государства в жизни общества зависит от того, насколько рационально разграничены сферы ответственности Федерации и ее субъектов и соответствует ли это объективным экономическим, политическим, социальным, национальным и культурным потребностям развития страны. Недостатки и пробелы в решении этого вопроса чреваты неблагоприятными последствиями для всего населения государства.
Одним из важнейших условий стабильного функционирования и планомерного развития любого федеративного государства являются взвешенно и сбалансированно построенные отношения между федеральным Центром и его субъектами с чётким распределением предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти. Современное состояние федеративных отношений в России свидетельствует о том, что вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами нуждаются в комплексном изучении и выработке на этой основе практических предложений, нацеленных на сохранение и укрепление Федерации и целостности Российского государства. Общеизвестно, что практически в любой стране с федеративной формой государственного устройства имеются определённые сложности во взаимоотношениях между федеральным Центром и его субъектами, поскольку такие проблемы заложены самой природой федеративного государства.
Степень изученности. Вопросы исследования федерализма, его развития, разграничения полномочий и компетенций государственного управления в субъектах РФ пересекаются с системой иных проблем административного управления - системой государственного управления, системой регулирования. Проблема взаимодействия анализируются в работах по государственному управлению и теории государственного и муниципального управления. В частности, тема исследования находит свое отражение в работах таких авторов, как: Н.Т. Аврамчук, О.А. Морозова и др. Вместе с тем в указанных работах не раскрывается роль элементов развития системы взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, указанное исследование является попыткой восполнить данный пробел.
Объект исследования – российский федерализм.
Предмет исследования – система функционирования российского федерализма и его особенности в сравнении с мировым.
Цель исследования – сравнение российского опыта федерализма с мировым.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
Проанализировать сущность и содержание федерализма.
Рассмотреть особенности становления российского федерализма.
Изучить современные особенности российского федерализма.
Выявить особенности российского федерализма в сравнении с мировым.
Методологической базой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический, абстрагирования, интерпретации, структурно-функциональный методы, а также частно-научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
1.1. Сущность и содержание федерализма
Федерализм-это политическая и организационная концепция, основанная на разделении власти между центральным правительством и региональными образованиями (государствами, провинциями и т. д.), где каждый уровень власти имеет свои полномочия и компетенции. Федерализм стремится обеспечить баланс между центральной властью и региональными образованиями, чтобы обеспечить эффективное управление и учитывать разнообразие интересов и потребностей различных регионов [11].
Основной принцип федерализма заключается в том, что центральное правительство и региональные власти являются суверенными и независимыми в рамках своих полномочий. Они имеют право принимать решения и осуществлять контроль в своих сферах деятельности. Федерализм может быть реализован в различных формах в зависимости от страны или региона. Например, региональные образования в некоторых штатах, таких как США или Германия, обладают широкими полномочиями и правами самоуправления. В других странах, таких как Россия или Канада, центральное правительство имеет большую власть и контроль над регионами.
Федерализм-это способ организации государственной власти, который может быть эффективным инструментом управления различными и многонациональными обществами. Это позволяет учитывать различия в культуре, языке, экономике и политических предпочтениях разных регионов, сохраняя при этом единство и целостность государства[13].
Федерация представляет собой как конституционно закрепленную форму государственного устройства, предусматривающую формирование государства из территорий его субъектов с особым статусом и набором прав, собственной правовой системой и возможностью участия в принятии важных национальных решений на федеральном уровне.
Федерализм - это более распространенный термин, чем федерация. Определяется как принцип, понятие, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее многоуровневой территориальной организации. Как принцип федерализма воплощает в себе метод урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как и режим и форма государственного устройства, он определяет вертикальное разделение государственной власти между территориальными образованиями разного уровня в едином государстве.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 22 сент. 1999 г. (ред. от 11.06.2021 г.) // Рос. газ. – 1999. – 19 окт.; 2018. – 7 авг.
3. Багдасарян, В. Э. История общественно-политической мысли России : учебное пособие / В.Э. Багдасарян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 247 с.
4. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
5. Бакунин, М. А. Государственность и анархия. Избранные сочинения / М. А. Бакунин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
6. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
7. Баранов, Н. А. Политология. Современная демократия : учебное пособие для вузов / Н. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
8. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
9. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
10. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
11. Валовая, М. Д. Политология : учебник / М. Д. Валовая. – 2 е изд. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
12. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
13. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
14. Гаджиев, К. С. Введение в политическую теорию : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
15. Гаджиев, К. С. Политология : учебник / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
16. Гвидов В. Б. Административно-правовой статус должности государственной службы / В. Б. Гвидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2005. – С. 79-84.
17. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
18. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
19. Горелов, А. А. Политология : учебник / А. А. Горелов. – 7-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 312 с.
20. Желтов, В. В. Сравнительная политология: политическая власть и политическое выражение : учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 548 с.
21. Желтов, В. В. Сравнительная политология: теоретико-методологические истоки, институционализация : учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 202 с.
22. Зеленков, М. Ю. Политология : учебник / М. Ю. Зеленков. – 2-е изд., доп. и уточн. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 340 с.
23. Ирхин, Ю. В. Политология в 2 ч. Часть 1. История политической мысли : учебник для вузов / Ю. В. Ирхин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
24. Ирхин, Ю. В. Политология в 2 ч. Часть 2. Теория политической науки : учебник для вузов / Ю. В. Ирхин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 459 с.
25. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Крысанов. – Челябинск. – 2014. – 196 c.
26. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
27. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 142 с.
28. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
29. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
30. Плаксин, В. Н. Политология : учебник и практикум для вузов / В. Н. Плаксин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 260 с.