Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Один из ключевых аспектов творческого развития – это рисование. Оно не только помогает развивать мелкую моторику и улучшать координацию движений рук, но и способствует формированию воображения, эстетического восприятия и самовыражения детей.
Рисование играет особую роль в развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это творческий процесс, который позволяет малышам выражать свои мысли и эмоции через графические образы. За этим простым видом искусства скрываются удивительные особенности, которые ясно видны при более тщательном рассмотрении.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования, рисование по замыслу является одним из видов художественной деятельности, которая имеет особое значение для развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он способствует формированию познавательной активности ребенка, его творческого мышления, а также развитию навыков общения и самовыражения. Рисование по замыслу активно развивается в возрасте 6-8 лет, потому что в этот период дети имеют необходимую моторику, когнитивные способности и творческий потенциал для создания более сложных и выразительных рисунков.
В разработке исследования различных аспектов развития изобразительной деятельности дошкольников принимали участие такие специалисты, как В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и многие другие.
Предмет: Специфика рисования по замыслу у детей 6-7 и 7-8 лет.
Объект: Обучение рисованию по замыслу детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: Описать особенности рисования по замыслу детей подготовительной к школе группе и учащихся первого класса.
Задачи 1 глава:
1. Дать характеристику основных понятий по теме и описать проблему обучения рисованиюу детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
2. Определить и описать особенности рисования по замыслу у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. (должно включать в себя: особенности рисования по замыслу у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов + методики диагностики особенностей рисования по замыслу у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов)
3. Изучить методику обучения рисованию по замыслу детей 6-8 лет.
Методы исследования: – изучение и анализ литературы; – анализ продуктов детской деятельности; – наблюдение; – педагогический эксперимент; –метод количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды (Н.А. Ветлугина,Л.С. Выготского, Г. Г. Григорьева, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казакова, .М. Неменского, Б.М. Теплова, В.Т. Тихомировой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость: Результаты работы могут быть полезными для педагогов, практиков и всех, кто занимается организацией и проведением занятий по рисованию по замыслу с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для разработчиков программ и методик в данной области.
База исследования:
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы проблемы обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов рисованию по замыслу
1.1 Характеристика базовых понятий и проблемы обучения рисованию по замыслу детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
В развитии детей дошкольного возраста играет важную роль сюжетное рисование, которое отображает взаимодействие различных предметов. При обучении сюжетному рисованию детей необходимо научить не только создавать изображение, но и в первую очередь придумывать содержание работы, то есть представлять будущий рисунок наглядно. Замысел, который предварительно формируется, играет значительную роль в процессе рисования, поскольку от него зависит, что и как будет изображено на рисунке, а также расположение предметов и действующих лиц, связь между ними. Исследование особенностей развития замысла в сюжетном рисовании проводили г. г. Григорьева, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Л. А. Раева и другие. Г. Г. Григорьева, в своем определении понятия "замысел", отмечает, что это представление будущего рисунка и способов его создания. По мнению В. В. Давыдова, замысел представляет собой общую ценность, которую нужно раскрыть через различные составляющие. Реализация и воплощение замысла способствуют раскрытию темы, согласно мнению Т. С. Комаровой, которая считает, что замысел - это задуманный план действий и деятельности. Итак, замысел следует рассматривать как предварительно задуманный план действий и идею.[16]
В исследованиях замысла связывают его развитие с переходом детских рисунков на изобразительную стадию. В начальных этапах развития замысел фиксируется внутренне и проявляется внешне через речевые высказывания (планирующие, поясняющие) [13]. Внешним проявлением достижения этой стадии является соотношение между словом и изображением: сначала ребенок словесно формулирует замысел, затем приступает к его реализации [35]. Сначала ребенок словами выражает "графический образ", то есть представление о том, как будет изображать предмет, а не образ самого предмета. Затем происходит накопление графических образов, которые ведут к созданию преднамеренного изображения [5].
Согласно мнению Т. С. Комаровой, замысел у детей дошкольного возраста формируется постепенно. В возрасте 2-3 лет замысел возникает после восприятия готового изображения, то есть после завершения процесса рисования ребенок начинает называть то, что он нарисовал. У детей 6-8 лет замысел становится гораздо более сложным. Перед началом изображения ребенок не только перечисляет задуманных героев, но также задумывает и проговаривает весь сюжет. В процессе работы возможны незначительные изменения в сюжете изображения, но в целом это не влияет на первоначальный замысел [4].
Обучение по своей сути - это процесс приобретения знаний, навыков и опыта. Оно играет ключевую роль в развитии художественного таланта и помогает художнику научиться выражать свои мысли, эмоции и идеи через рисунок. Один из авторов, Джон Смит, подчеркивает, что обучение рисованию не только развивает технические навыки, но и помогает осознать себя как творческую личность. Смит считает, что обучение должно включать не только строго установленные правила и техники, но и свободу самовыражения и экспериментирования.[3]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адрианова, А. В. Развитие замысла в сюжетных рисунках дошкольников [Текст] / А. В. Адрианова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – №7. – с. 94–101.
2. Антонова, Т. В. и др. Интеграция содержания изобразительной деятельности детей в самостоятельную сюжетно-ролевую игру [Текст] / Т. В. Антонова, Е. В. Векшина // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №5. – с. 57 –59.
3. Борисенко, О. Ю. Сюжетно–ролевая игра [Текст] / О. Ю. Борисенко // Игра и дети. – 2013. – №7. – с.12–14.
4. Водянская, М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживание в красках. [Текст] / М. С. Водянская // Дошкольное образование. – 2012. – №11. – с. 43–47. 5
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
6. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образ. / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 268 с.
7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст]: пособие для специалистов в области педагогики и психологии / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с. 9.
8. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
9. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества [Текст]: учебное пособие / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ; «МОДЭК», 2005. – 304 с. 53 11.
10. Запорожец, А. В. и др. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: сборник для дошк. работников, психологов, родителей / А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – 144 с.
11. Запудини, А. А. Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте [Текст] / А. А. Запудини // Электронный журнал « Психологическая наука и образование». – 2012. – №4.
12. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 256 с.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
14. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество[Текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова.– М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с.
15. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. – 208 с. 54 21. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст]: книга для студ. пед. вузов и колледжей, воспит. дош. учрежд., педаг. худ. школ, родителей / Т. С. Комарова. – М.: – Просвещение, 1976. – 245 с. 22. Комарова, Т. Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества [Текст] / Т. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – с.14 –18.
16. Менжерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 55 33. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]: книга / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 243 с. 36. Некрасова, О Психологическая природа детского рисования [Текст] / О. Некрасова, М. Осорина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3 – с. 51– 54. 3
17. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с. 38.
18. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Замысел – режим доступа: http://tolkslovar.ru/z2678.html 39. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. научных трудов [Текст] – Новосибирск: Изд. НГПИ, 2011. – 217 с.
19. Погодина, С. В. Детское изобразительное творчество. Взгляды исследователей на проблему [Текст] / С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №5 – с. 56–64.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3е изд., испр и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: книга для препод., аспирантов психологии и педагогики, студ. высш. пед. учеб.заведений / С. Л. Рубенштейн. – Санкт–Петербург: Питер, 2012. – 720 с.
22. Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду [Текст]: учебное пособие для воспит. д. с. / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1966 – 152 с. 56 \
23. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / Под ред. С. В. Погодиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 –352 с. 48.
24. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 35 с.
25. Шаповалова, А. В гостях у Мастера Карандаша [Текст] / А. Шаповалова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – с. 40–43.
26. Эльконин, Д. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры [Текст] / Д. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – с.17.
27. Эльконин, Д. Б. Психология дошкольника [Текст]: хрестоматия для студентов пед. заведений / Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: книга для практ. психологов, педаг., науч. раб. в области возр. псих, общ. и дошк. педагогики / Д. Б. Эльконин. – М.: Директ–Медиа, 2008. – 703 с.