Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Формирование словарного запаса детей с нарушением слуха является одним из основных направлений коррекционно-развивающего обучения. Процессы социализации, формирование личности ребенка, самосознания тесно связаны с интересом к речевой культуре и познавательным функциям. Речь основана на письменной и устной лексике. Речевое развитие учащихся с нарушением слуха требует особого внимания, особенно развитие словарного запаса учащихся. Важнейшей составляющей языковой компетентности является словарный запас – организованная система знаний о значениях и правилах употребления слов. Состояние словарного запаса слабослышащих детей имеет ряд особенностей, поэтому они испытывают трудности в освоении программных материалов без специальной поддержки.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожцева, В. В. Виноградова, М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской и других были ориентированы на изучение особенностей формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием с позиции ее обогащения, понимания семантики, точности употребления слов. Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Л. М. Быкова, С. Н. Феклистова, Л. П. Назарова и другие изучали вопрос особенностей развития лексики детей с нарушением слуха. Исследования показали, что глухие и слабослышащие дети существенно отличаются в развитии от своих слышащих сверстников. Развитие словарного запаса детей с нарушением слуха характеризуется скудным, дифференцированным употреблением слов, расширением общих понятий, дифференциацией общих понятий, ошибками в соединении слов с конкретным и общим значением, употреблением инфинитива в речи [10].
Выбор темы исследования – «Формирование терминологического словаря школьников с нарушением слуха в процессе проведения бесед по искусству», связан с необходимостью изучения и обобщения данных об особенностях формирования словаря и определения содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением физического слуха.
Объект исследования: особенности терминологического словаря школьников с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности формирования терминологического словаря школьников с нарушением слуха в процессе проведения бесед по искусству.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей формирования терминологического словаря школьников с нарушением слуха в процессе проведения бесед по искусству.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности словарной работы с детьми, имеющими нарушение слуха;
2. Рассмотреть особенности беседы как метода формирования терминологического словаря со школьниками с нарушением слуха;
3. Выявить уровень сформированности словаря у младших школьников с нарушением слуха;
4. Разработать методические рекомендации по использованию бесед по искусству как метода формирования словаря.
Методологической основой исследования являются:
- положения общей и специальной психологии об единстве основных закономерностей развития детей в норме и с особенностями развития (А.А. Венгер, Л.П. Носкова и др.);
- теоретические положения о системности языка (А.А. Венгер, К.В. Комаров и др.);
- научные исследования проблемы содержания работы с детьми с нарушением слуха (Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Т.В. Пелымская и др.).
База исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественный и качественный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ПО ИСКУССТВУ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД
1.1 Словарная работа с детьми, имеющими нарушение слуха
Прежде чем рассматривать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, необходимо охарактеризовать понятие «словарь», кратко представить характеристику патологии развития и привести особенности развития словаря в дошкольном возрасте.
Г.С. Абрамова рассматривает словарный запас как общий объем слов, которые знает и понимает человек (пассивный словарный запас), использует в письменной и устной речи (активный словарный запас) [4].
В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словарь. Номинативный словарь – это словарь, служащий для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Атрибутивный – это определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения [7].
Анализ литературы по теме исследования (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, И. В. Королева, Л. М. Быкова, М. И. Никитина, С. Н. Феклистова) показывает, что развитие словарного запаса у детей с нарушением слуха имеет специфику в части качественной и количественной характеристики [2], [4], [5], [15].
Слух – неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря ему мы познаем мир красочными красками, переживаем эмоции и полнее понимаем, что происходит вокруг нас. Слух играет важную роль в общении, благодаря которому мы узнаём мелодическую и интонационную выразительность речи, эмоциональное состояние другого человека.
Снижение слуха приводит к нарушению связи с окружающим миром и отрицательно сказывается как на речевом, так и на умственно-эмоциональном развитии. Постоянная потеря слуха определяется как нарушение слуха, при котором не наблюдается признаков улучшения ни само по себе, ни при лечении.
Принимая во внимание психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями слуха, следует отметить, что по степени нарушения слуха эта категория детей делится на глухих и слабослышащих.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. - М., 2002. 202 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М., 1963. - 335 с.
3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников [Текст] / А.А. Венгер. – М.: Статут, 2013. – 328 с.
4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. - М., 2000. - 285 с.
5. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М.:, 1988. – С. 97.
6. Конигсмарк Б. В. Генетические и метаболические нарушения слуха [Текст] / Б.В. Конигсмарк. - М., 2002. 424 с.
7. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Нейман. - М., 2001. - 224 с.
8. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.П. Носкова. – М.: Владос, 2012. – 344 с.
9. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. - М.: Владос, 2005.
10. Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога [Текст] / И.В. Самощенко. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
11. Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием [Текст] / Н.В. Серебрякова. - СПб., 1995. 192 с.
12. Туджанова К.И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся [Текст] / К.И. Туджанова. - Воронеж. 2001. – 342 с.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 10.01.2024).
14. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12154331 (дата обращения 10.01.2024).
15. Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы [Текст] / С.Н. Феклистова. - Мн., 2004. - 52 с.
16. Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи [Текст] / А.Г. Шафигуллина. - СПб.: Реноме, 2012.