Фрагмент для ознакомления
2
Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове.
Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с другими детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы педагога и выполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у дошкольников всегда являлось актуальной задачей для системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует это как одно из важных требований.
Дошкольники должны обладать некоторыми речевыми навыками, в том числе, осознанным построением речевого высказывания в соответствии с задачами общения. Те навыки, которые ребёнок приобретёт в ДОУ, будут всегда служить ему языковой основой, которая формирует развитую языковую личность. Связанная речь – это высшая форма речевой деятельности и способность субъекта рассказывать, или пересказывать смысл сюжетной картинки позволяет говорить о том, насколько у ребёнка сформирована связная речь. Она неразрывно связана с миром мыслей и слов.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, поскольку связная речь лежит в основе общения, коммуникации и взаимодействия между людьми. Без этого невозможно нормальное психическое развитие и функционирование личности. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей формируется умение контролировать свою речь. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. У ребенка 5-7 лет связная речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.
Не всем детям дано в срок овладеть всеми сторонами связной речи. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, сказки, рассказывание по картине. Одним из эффективных средств развития речи дошкольников являются сюжетные картины.
Является ли рассказывание по сюжетной картине средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: рассказывание по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: рассказывание по сюжетной картине, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - раскрытие роли рассказывания по сюжетной картине для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи.
1. Проанализировать методическую и учебную литературу по данной проблеме.
2. Определить задачи по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3.Изучить особенности рассказывания по сюжетной картине в старшем дошкольном возрасте.
4. Раскрытие роли рассказывания по сюжетной картине для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить опыт работы воспитателя (ФИО) МДОУ детский сад № комбинированного вида городского округа Орехово-Зуево Московской области по данному вопросу.
6. Разработать рекомендации для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе предполагается использовать следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида городского округа Московской области, дети старшего дошкольного возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
1.1.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном периоде дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов. Ж. Пиаже было отмечено, что в дошкольном возрасте мышление ребёнка развивается чрезвычайно интенсивно. Дети очень активно используют речевые построения. Обучаясь чему-либо практически каждый день, дошкольники начинают правильно классифицировать и сравнивать предметы, различеть их по радичным признакам и др. [3].
Вопросы развития связной речи детей всегда были актуальны, поскольку проблема работы с текстами, речью, пересказом является основой всей дальнейшей учебной деятельности. Об этом писали Л.С. Выготский, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Все они отмечали, что в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются психические процессы и очень многие моменты, в частности, развитие памяти, мышления, восприятия лишь способствуют становлению связной речи дошкольника. Повышенная эмоциональность старшего школьника позволяет ему более внимательно рассматривать картинки, задавать вопросы, высказывать собственные ощущения и др.
Если педагог всё это использует при рассказывании дошкольника по картинкам, раньше, или позже это будет получаться у каждого ребёнка. Большую роль здесь играют познавательные процессы. Развитие познавательной деятельности дошкольника также является одной, из наиболее актуальной задач, дошкольного образования.
Всё это способствует формирования связной устной речи дошкольника, и можно говорить о том, что чем успешнее дети справляются с такого рода задачами, тем больше у них шансов успешно учится в школе.
Развитие связной речи ребёнка и развитие осознания им языка является важным условием для формирования более сложных форм речи. У ребёнка в идеале должна быть сформирована развёрнутая монологическая речь. Это важно потому, что свою речь ребёнок использует повсюду, дома, в ДОУ, на занятиях, при общении со сверстниками. Если ребёнок будет при этом, испытывать какие - либо затруднения, то с течением времени для него станет проблематичным обучение в школе [9].
Дошкольник при выполнении речевой деятельности в полном объёме получает психические новообразования в виде произвольности психических процессов и внутреннего плана действия. Это сопровождается его рефлексией и соответствующим поведением [16]. Рефлексия, или обратная связь, для ребёнка жизненно необходима. Она позволяет ему адекватно оценивать свои успехи в любой деятельности, в том числе, и речевой. На основе этого постепенно формируется его личная самооценка.
Нет необходимости говорить о том, что для человека в любом возрасте означает адекватная самооценка. От этого зависит вера в собственные силы и уровень личностных притязаний. Для ребёнка также важен внутренний план действия. Его можно рассматривать как психическое новообразование, которое характеризует способность субъекта планировать и выполнять некоторые действия про себя [10].
Чтобы делать что-то про себя, необходима внутренняя речь. Она всегда связана со связной речевой деятельностью ребёнка. Именно в дошкольный период внутренняя речь ребёнка развивается очень активно. При выполнении связной речевой деятельности внутренняя речь субъекта направлена на повторение и усвоение конкретных знаний, умений и навыков. У каждого ребёнка есть свой внутренний план. Чем больше шагов или пунктов в этом плане будет появляться, тем лучше ребёнок сможет контролировать свои действия [6].
В этом возрасте ребёнок уже умеет ставить перед собой некоторые цели. Он способен преднамеренно искать и находить средства достижения этих целей. Ребёнок каждый день постигает нечто новое и получает по этому поводу новые переживания. Особенностью этого возраста объясняется потребность ребёнка получать новые переживания и новые впечатления. Информации об окружающем мире у него становится всё больше [14].
Автор Л.И. Божович говорила о речевой деятельности, образующей особую внутреннюю позицию дошкольника. Обучение ребёнка связной речи сказывается на развитии осознанности и управляемости процесса общении в целом. Приучая дошкольника к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, связная речь хорошо дисциплинирует мышление.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
3. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2011. – 448 с.
4. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
5. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
6. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
7. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 12.01.2024).
8. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 12.01.2024).
9. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
10. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
11. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 12.01.2024).
12. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса дошкольников и младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 12.01.2024).
13. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 12.01.2024).
14. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 12.01.2024).
15. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 12.01.2024).
16. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
17. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (дата обращения: 12.01.2024).
18. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших
школьников родному языку [Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813 с.
19. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (дата обращения: 12.01.2024).
20.Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку
в детском саду./ О.И. Соловьёва.- М.: Молодой ученый, 2016. – 128с.
21. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml (дата обращения: 12.01.2024).
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2014. – 56 с.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / Е.И. тихеева.- М.: Просвещение. - 2000. – 34 с.
24. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1751149/ (дата обращения: 12.01.2024).
25. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т.А., М.: ИНТОР. - 1998. - 112 с.