Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 6
1.1Нравственно-патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников …………………………... 6
1.2Особенности формирования нравственно-патриотических чувств в дошкольном возрасте ………………………………………………….. 10
1.3Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с понятием «семья»………………………. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» …………………………………… 22
2.1Изучение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств дошкольников …………………………………………….…... 22
2.2Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с понятием «семья» ……………………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 33
Фрагмент для ознакомления
2
Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что его невозможно определить в нескольких словах. Это и любовь к собственному народу, и гордость за свой народ, и чувство своей неотделимости от других, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Патриотизм проявляется не только в трудных жизненных ситуациях, но и в повседневной трудовой и духовной жизни людей.
Однако, если это чувство настолько сильное, законно ли говорить об этом по отношению к дошкольникам? Тщательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей и интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим объемом знаний, и его интересы часто связаны не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - трактует этот вопрос максимально подробно. Размышляя об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные мелодии [12].
С детства ребенок слышит свой родной язык. Песни и сказки моей мамы открывают ему глаза на мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое приносят нам сказочные персонажи: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему то, что люди считают главным богатством, – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа есть свои сказки, и все они передают эти нравственные ценности из поколения в поколение по-своему, с характерным для этого народа колоритом. Когда ребенок слушает сказку, он начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидят люди. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии соперничать в этом деле с народными педагогическими гениями».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и непринужденно. В них есть юмор, грусть и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки - это начало любви к своему народу, к своей стране.
Природа родной страны входит в мир ребенка очень рано. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него есть любимые уголки для игр, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки на реке. Это делает лес и реку его родными, родными, которые остаются в его памяти на всю жизнь [15].
Таким образом, социальная и природная среда выступает в качестве первого учителя, который знакомит ребенка с его родиной. Но без помощи взрослого ребенку сложно выделить главное в окружающей жизни.
Патриотическое воспитание сегодня является одним из важнейших элементов системы воспитательной работы. Многие известные люди нашей страны в разное время пытались ответить на вопрос «Что такое патриотизм?». Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу. Г. Бакланов писал, что это не лесть, не профессия, а естественное человеческое чувство.
Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач современности. За последние несколько лет в нашей стране произошли огромные изменения. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о своем родном городе, своей стране, особенно о традициях народных традиций, часто равнодушны к своим близким, в том числе к окружающим; редко сочувствуют страданиям других; работа с родителями над проблемой нравственного и патриотического воспитания в семье явно недостаточна.
Дошкольное учреждение как первое звено образовательной системы Российской Федерации должно решать проблемы нравственного и патриотического воспитания дошкольников, поэтому определены основные блоки знаний, которые должны быть предоставлены дошкольникам:
- знание себя, своей семьи и своих близких;
- знания о людях, которые живут в нашей стране.
-знания о людях разных национальностей, которые имеют особое значение для формирования толерантности;
-знания своего региона, своего города, своих достопримечательностей, своей природной среды;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. 2009.
2.Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012.
3.Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010.
4.Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2010. - №1. - С .16-24.
5.Анищенко, О.А. Дошкольное детство: наука - практике / О.А. Анищенко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. - 102 с.
6.Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.
7.Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2012. - 235 с.
8.Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.
9.Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2009. - № 5. - С. 12-19.
10.Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 327 с.
11.Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. - 192с.
12.Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности дошкольников / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 186 с.
13.Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
14.Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. - 2012. - № 1. - С.12.
15.Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Ивашкина; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2012. - 22 с.
16.Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.
17.Казетова, А.X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А.X. Казетова; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. - Атырау, 2012. - 29 с.
18.Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2011. - №6. - С.8-12.
19.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 416 с.
20.Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2009. - 208 с.
21.Кондрыкинская Л.А. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2010 г., Москва.
22.Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская [и др.]; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-120с.
23.Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / Л.В. Дубовская; под. ред. В.М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2010. - 220 с.
24.Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 2011. - 112 с.
25.Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.
26.О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2009. - С.66-68.
27.Сиволюбова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Сиволюбова; Ставропольский гос. ун-т; Ставрополь, 2012. - 21 с.
28.Суслова, Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения / Э.К. Суслова. - М.: АПО, 2011. - 80 с.
29.Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 5-14.
30.Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
31.Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. - Минск: ИВЦ Минфина, 2012. - 559 с.
32.Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Народный вестник. - 2011. - №1 - С.47-51.
33.Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2010. - 59 с.