Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Физическое воспитание является педагогическим процессом, который направлен на улучшение форм и функций детского организма, в том числе, на формирование и развитие психофизических качеств школьника. Физическое воспитание и развитие направлено на решение целостного комплекса задач, которые рассматриваются как оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи способствуют гармоничному психосоматическому развитию субъекта. Они позволяют улучшать защитные функции организма и повышают устойчивость к различным заболеваниям.
Многообразие социокультурных изменений в современном обществе оказывает существенное влияние на современное школьное образование. Новая социально-экономическая действительность предъявляет к современным учителям всё больше требований. В образовании сегодня существует большая потребность в компетентных специалистах, которые владели бы основами педагогического мастерства и педагогического творчества. Необходимость овладения учениками фундаментальными ценностями побуждают педагогических работников постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Профессионально значимыми качествами учителя являются такие, как, способность убедительно выражать свои мысли и чувства, сочетание в своём мыслительном процессе как образное, так и логическое аспекты мышления и многое другое. Педагог должен всегда поддерживать творческую форму и обладать искусством самовыражения, то есть, повышать свою профессиональную компетентность. Всё сказанное имеет отношение также непосредственно и к учителю физической культуры.
Современный урок педагога должен быть спроектирован таким образом, чтобы широко вовлекать школьников в самостоятельную, активную и творческую деятельность по усвоению новых знаний, полезных умений и навыков, и их успешному применению. Для этого классно-урочная система предусматривает самые различные формы организации учебно - воспитательного процесса. Чтобы обеспечить это в полном объёме, учителю физкультуры важно владеть педагогическим творчеством и инновационными образовательными технологиями.
Урок – это главная составная часть образовательного процесса в школе. Профессиональная деятельность педагога предусматривает выполнение достаточно большого функционала, согласно должностной инструкции. Тем не менее, главная миссия педагога – выдавать качественные и продуктивные уроки. Учебная деятельность учителя и школьников в основном сосредоточена на уроке. Можно уверенно говорить, что качество подготовки школьников по учебным предметам, в том числе и физической культуры определяется качеством проведенного урока.
Образовательные задачи урока физической культуры направлены на формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков школьника. Ученик овладевает знаниями о своем организме и роли физических упражнений для укрепления организма. К решению образовательных физических задач относят развитие физических качеств организма, таких как быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости и др. Речь также идёт о двигательных способностях субъекта – функции равновесия и координации движений. Под воспитательными задачами понимают формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость реализации педагогического творчества учителя на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках физкультуры в образовательной школе.
Предмет исследования: формы и способы реализации педагогического творчества учителя на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Провести анализ понятия педагогическое творчество учителя.
2. Изучить формы и методы педагогического творчества учителя на уроках физической культуры.
3. Описать организационно-педагогические условия для педагогического творчества учителя на уроках физической культуры.
4. Предложить методические рекомендации по реализации педагогического творчества учителя физической культуры на уроках.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогического творчества учителя на уроках физической культуры
1.1. Анализ понятия педагогическое творчество учителя
Сущность понятия педагогическое творчество достаточно сложна. В научной литературе, при рассмотрении данной категории часто говорят про профессиональную компетентность педагога и про инновационные образовательные технологии, которые педагог использует в своей профессиональной деятельности.
Под педагогическим творчеством понимают процесс преобразования имеющихся в педагогической практике знаний и способов деятельности, а также, их перевод на новый уровень развития. Педагогическое творчество выступает одним из элементов развития педагога в профессиональной области деятельности. Прежде всего – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое творчество учителя подразумевает владение тем, или иным уровнем профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная деятельность каждого учителя направлена на реализацию триединой образовательной цели: обучение, воспитание и развитие средствами своего предмета [7].
Педагогика творчества рассматривает два взаимосвязанных вида человеческой деятельности. Это педагогика воспитания и процесс самовоспитания личности при выполнении различных продуктивных действиях. Педагогика творчества позволяет формировать творческую личность, для которой характерна устойчивая направленность на творчество. Творческая личность позволяет использовать творческий подход к определённым видам деятельности.
Педагогическое творчество существует в трех видах:
1. Дидактическое (обучение).
2. Технологические (технологии, методики, приёмы, способы).
3. Организаторское (воспитание и развитие).
Педагогическое творчество предусматривает реализацию нескольких уровней:
1.Воспроизведение имеющихся рекомендаций.
2. Оптимизация учебно-педагогической деятельности.
3. Эвристический.
4. Личностно-самостоятельный.
Каждый вид и уровень педагогического творчества направлен на успешную реализацию профессиональной компетентности и профессиональных компетенций специалиста.
Важным критерием творчества субъекта является степень развития его внутренних сил. При реализации творческой деятельности педагога всегда рассматривают два основных понятия, компетентность и компетенции субъекта [4]. Основу профессиональной компетентности рассматривали многие исследователи, в частности, А.Н. Легкобытова, А.З. Минахметова и др. Проблемами ценностных ориентаций в педагогике занимались Л.И. Барбашова, Н.Б. Шмелева, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. По их мнению, профессиональная компетентность педагога должна включать в себя развитые ценностные ориентации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асирян, М.А. Организация двигательной активности детей в школе, содействующей здоровью [Текст] / М.А. Асирян, И. А. Гасюкова // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (11-12 ноября 2003 г., Москва). - М., 2013. - С. 14-15.
2. Берговина, М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения [Текст] / М.Л. Берговина. - Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2011. - 112 с.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2018. - 381 с.
4. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И.
Коваль, Т.А. Родионова. - Москва: Академия, 2012. – 240 с.
5. Гвоздева, К.И. Подвижные игры в системе физического воспитания [Текст] / К.И. Гвоздева. - Москва: МГТУ «МАМИ», 2006. - 40 с.
6. Герасимова, И.Н. Морфофункциональные особенности школьников с
разными вариантами полового созревания и типами конституции [Текст] / И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, В.Ю. Лебединский, И.Ю. Сидорова //
«Восток-Россия-Запад». Современные проблемы и инновационные
технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник
материалов Международной научно-практической конференции. Т 2. -
Иркутск: Аспринт, 2011. - С. 24-29.
7. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб.
заведений [Текст] / В.И. Дубровский. - Москва: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2012. - 512 с.
8. Зелова, Т.Ф. Возрастные особенности проявления двигательных и
умственных способностей и динамика их развития у школьников [Текст] / Т.Ф. Зелова, Н.В. Никитина, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников //
Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и
умственных способностей: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ,
2010. - С. 93-103.
9. Краткая характеристика и методика развития основных физических
качеств: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов [Текст] / Сост.: И.В. Лосева, Г.Ю. Голубев, И.А. Герасимова, А.В. Пудов. -
Волгоград: ВолГУ, 2012. - 28 с.
10. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей
школьного возраста: Методическое пособие [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий. - Москва: Издательство ЦН ЭНАС, 2003. - 197 с.
11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] / Ю.Ф. Курамшин и др.; Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - Москва: Советский спорт, 2010. - 463 с.
12. Курченков, А.А. Упражнения для развития спортивных качеств
легкоатлета [Текст] / А.А. Курченков, М.Н. Уткин, С.В. Недомолкина, А.А.
Новиков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.
- 2017. - No 12. - С. 62-64.
13. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2004. – 128 с.
14. Методика преподавания физической культуры [Текст] / Сост. А.А. Кожемов и А.Н. Коноплева. - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2005. - 108 с.
15. Методы строго регламентированного упражнения [Электронный ресурс]. – URL: http://opace.ru/a/metody_strogo_reglamentirovannogo_uprazhneniya (дата обращения: 13.01.2024).
16. Москвин, Н.Г. Легкая атлетика как один из элементов
здоровьесберегающих технологий в школе (на примере старших
классов) [Текст] / Н.Г. Москвин, В.И. Нятюнова // Интерактивная наука. - 2016. - No 3. - С. 54-58.
17. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов [Текст] / В.Г. Никитушкин. - Москва: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2019. – 112 с.
18. Овсиенко, Т.Ю. Подвижные игры на уроках легкой атлетики [Электронный ресурс] - URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_16_41_11535.pdf (дата обращения: 13.01.2024).
19. Панова, Ю.А. Возрастные особенности развития двигательных
способностей школьников / Ю.А. Панова, М.А. Родин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1372/23042 (дата обращения: 13.01.2024).
20. Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных
единоборствах: учебное пособие [Текст] / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. -
Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт
естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
21. Раджапов, У. Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 13.01.2024).
22. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений [Текст] / В.М. Смирнов, В.И.
Дубровский. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
23. Спирин, В.К. Реализация принципа свободы выбора физкультурно-
спортивной активности учащихся - фундаментальное условие
модернизации школьной физической культуры [Текст] / В.К. Спирин, М.А.
Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 2009. - No 5. - С. 2-6.
24. Спортивные игры как средство развития физических качеств организма [Электронный ресурс]. - URL: https://studfile.net/preview/5249511/page:5 (дата обращения: 13.01.2024).
25. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва: Академия, 2011. - 520 с.