Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Согласно статистическим дан-ным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в последние 10-15 лет наметилась тенденция к дальнейшему ухудшению основных по-казателей состояния здоровья населения, начиная с дошкольного возраста. В первую очередь это касается увеличения числа заболеваний, связанных с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата детей и, преж-де всего, осанки.
Снижение сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем детского организма неумолимо ведет к задержке физического, а на этом фоне и различных форм умственного, интеллектуального, а следовательно, и речевого развития ребенка.
По мнению таких специалистов, как М.А. Рунова, С.П. Громова, Л.В. Карманова, недостаточную двигательную активность детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как одну из причин про-грессирующего ухудшения состояния здоровья детей дошкольного воз-раста. Устойчивость человеческого организма к возникновению заболева-ний во многом зависит от объема и интенсивности его индивидуальной двигательной активности, начиная с первых дней после рождения и сохра-няясь на протяжении всей последующей жизни. Удовлетворенность двига-тельной активностью во многом зависит от улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, улучшения функционирования организма, развития двигательных навыков, двигательных способностей, физической работоспособности, успешного усвоения материала познава-тельной деятельности и, наконец, настроения.
«Движение - это жизнь» - эти слова знакомы почти каждому. Тот факт, что физическая активность полезна для человеческого организма, неоспорим. Но не все понимают, насколько это важно для формирования физического и психического здоровья человека и как важно с раннего воз-раста учить наших детей вести активный образ жизни. В настоящее время число детей с плохим здоровьем значительно возросло, и все больше детей рождается с частыми простудами, избыточным весом и нарушениями осанки. Этот список можно было бы продолжать очень долго.
Причин такой ситуации много, но одна из самых важных - малопо-движный образ жизни. Родители предпочитают, чтобы их дети были заня-ты дома тихими играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - телевизионными шоу или видео. И это понятно: родители хотят отдохнуть после тяжелого рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, и ребенок может пораниться или что-нибудь сломать, убегая. Пусть лучше сидит - спокойнее будет.
Несмотря на повышенный интерес к физической активности, который выражается в открытии спортивных площадок, оборудованных детских площадок и т.д., дети, как правило, не способны вести активный образ жизни. Родители стараются отвести своих детей в детский сад, где их луч-ше всего обучают и готовят к школе, а это значит, что детям приходится много сидеть за столами и «заниматься». Кроме того, они стараются предоставить детям дополнительные услуги: уроки иностранных языков, грамотности, рисования; уроки физкультуры очень редки в этом списке дополнительных услуг.
В настоящее время образовательный процесс в дошкольном учре-ждении характеризуется увеличением объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, что, по мнению Р.Т. Стеркиной, при-водит к значительному снижению и без того недостаточной двигательной активности дошкольников. Для организации рационального двигательного режима Г.В. Сендек рекомендует увеличить время занятий физкультурой с дошкольниками старшего возраста до 40 минут, сложность отдельных упражнений и программных материалов, разнообразие спортивного ин-вентаря. Автор отметил, что рациональная двигательная активность долж-на включать физические и умственные нагрузки на благоприятном эмоци-ональном фоне.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, умственного и умственного развития ребенка. За это время будут заложе-ны основы его здоровья. Поэтому основной задачей физкультурно-оздоровительной работы является укрепление здоровья и улучшение фи-зического развития дошкольника.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия влияния разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у детей дошколь-ного возраста.
Объектом исследования является процесс влияния разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у детей дошколь-ного возраста.
Предметом исследования являются основы и принципы влияния разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у де-тей дошкольного возраста.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для изучения влияния разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у детей дошколь-ного возраста.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть роль физкультурного занятия в повышении двигатель-ной активности детей старшего дошкольного возраста;
- изучить характеристику способов организации физкультурных за-нятий детей дошкольного возраста для повышения двигательной активно-сти и их классификация (по Т.И. Осокиной);
- детально проанализировать методические особенности физкуль-турных занятий с дошкольниками разных возрастных групп (содержание, методы, нагрузка);
- дать оценку влиянию танцевальных физкультурных занятий как од-ного из средств развития координации движений у дошкольников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду [Текст] / И.Е. Аверина. - M: Айрис-пресс, 2021. - 112 с.
2. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и до-зировка физической нагрузки на физкультурных занятиях [Текст] / Н. Ак-сенова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 37-48.
3. Головин О.В. Двигательная активность дошкольников [Текст]: учебное пособие / О. В. Головин. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2019. - 304 с.
4. Головин О.В. Нормированная двигательная активность в онто-генезе дошкольника. [Текст]: монография / О.В. Головин. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013.
5. Головин О.В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / О.В. Го-ловин. - Новосибирск, 2018.
6. Гражданников Е.Д. Метод построений системной классифика-ции наук. – Новосибирск, 1987.
7. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной актив-ности человека. [Текст] / О.В. Ендропов. - Новосибирск, 1996. - 215 с.
8. Карманова Л.В. Физкультура в старшей группе детского сада. [Текст] /Л.В. Карманова, А.В. Шебеко. - Минск, 1987.
9. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в до-школьных учреждениях. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
10. Колесникова Н.Н. Организация развивающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Колесникова, В.М. Ведмич, И.В. Навалихина. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2016. - 134 с.
11. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – СПб.: «Детство Пресс», 2021.
12. Могендович М.Р. Достижение теории и практики учения о мо-торновисцеральных рефлексах [Текст] / М.Р. Могендович. - Вильнюс, 1972.
13. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. [Текст]/ Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1986. - 306с.
14. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
15. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. [Текст] / А.А. Реана, 2020.
16. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной актив-ности Старший дошкольный возраст [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 30-37.
17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе-ний. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 368с.
18. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1982. - 159 с.
19. Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сиби-ри». - Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2022.
20. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активно-сти. [Текст] / Н.. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
21. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной дея-тельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гим-настики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 1. – С. 53-55.
22. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания де-тей дошкольного возраста. [Текст]: учебное пособие / Д.В. Хухлаева. - М.: «Просвещение», 1976. - 239 с.
23. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. [Текст]: практикум / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 176 с.
24. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. [Текст]: учебное пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 1996. - 192 с.