Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде воспитание школьников является частью культуры и основой общегражданского воспитания. Сегодня всё это имеет особую актуальность и значимость, поскольку воспитание каждого человека можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др. Именно эти процессы и соответствующие средства воспитания позволяют формировать опыт общественно значимого поведения школьников.
Развитие современного общества характеризуется многочисленными преобразованиями, которые коснулись и системы образования. При этом подростков, которые нарушают общественную дисциплину, и даже подростков с девиантным поведением не становится меньше. Подростки, которые нарушают дисциплину на уроках, или с отклонениями в поведении в целом, достаточно часто на себе испытывают прессинги с различных сторон. В том числе со стороны социальных институтов.
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения факторов риска, которые могут влиять на поведение и дисциплину детей и подростков. Это необходимо для того, чтобы была возможность разработать более эффективные меры профилактики и средств воспитательной работы, которая в условиях реализации ФГОС является одной из наиболее актуальных в современной образовательной среде.
Очевидно, что проблемы с дисциплиной и девиантное поведение подростков является серьезной проблемой для всего общества и сложившаяся в настоящее время ситуация предполагает разработку соответствующих мер по пресечению негативного поведения подростков.
Эта проблема часто обсуждалась и обсуждается зарубежными и отечественными специалистами, социологами, педагогами, психологами и др. Над проблемой девиантного поведения и проблемами с дисциплиной детей подросткового возраста работали учёные В.П. Бочарова, К.Ю. Добрин, Н.И. Забродин и др. Изучением факторов риска, которые способны оказывать влияние на поведение подростков занимались исследователи А.В Гриценко, М.И. Еникеева, В.П. Михайлова и др.
Любая образовательная среда подразумевает реализацию триединой образовательной цели, обучающую, воспитывающую и развивающую. Сегодня проблемы воспитания подрастающего поколения стоят на первом месте, и воспитательный процесс сегодня регламентируют соответствующие нормативно – правовые документы, начиная от федерального уровня и заканчивая локальным уровнем самой образовательной организации.
Воспитательная система в каждой образовательной организации сегодня выстраивается на основе программы воспитания и социализации учеников. Период школьного возраста наиболее благоприятен для процесса воспитания субъекта. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания в самом широком спектре. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др. Правильно выстроенная система воспитательной работы с детьми и подростками, реализация в процессе воспитания различных развивающих и воспитывающих технологий позволит оптиматьно решать проблемы с дисциплиной детей как на уроках, так и вне их.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость нахождения и решения проблем дисциплины в процессе обучения и общения.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной образовательной среде.
Предмет исследования: способы и методы решения проблем дисциплины в процессе обучения и общения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия дисциплина при реализации воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить средства и способы воспитания и социализации при решении проблемы дисциплины детей и подростков.
3. Описать организационно-педагогические условия процесса воспитания и социализации при решении проблемы дисциплины при обучении и воспитании.
4. Предложить методические рекомендации по воспитанию и социализации при решении проблемы дисциплины.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, обобщение опыта, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы проблемы дисциплины при обучении и общении
1.1. Анализ понятия дисциплина при реализации воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
В обществе сегодня востребована личность, которая в состоянии осознать свою индивидуальность и неповторимость. Это прежде всего личность, которая обладает потенциалом самореализации. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие её самореализации. Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания учёбы является важнейшей задачей современной образовательной среды.
Чтобы каждый ребёнок, или подросток имел возможности для собственной самореализации, ему необходимо успешно вписаться в тот социум, в котором он находится. Очень важно для этого соблюдать соответствующую дисциплину и хорошо знать и понимать, что такое социальные нормы. Под дисциплиной понимают соблюдение правил поведения личности в обществе и соответствие нормам и требованием распорядка. Точное соблюдение правил обязано выполняться всеми людьми. Большое значение в данном случае играют такие понятия как самодисциплина и соблюдение социальных норм поведения в обществе [4].
Большую роль в решении проблем дисциплины и поведения субъекта играет самореализация. В решении проблемы самореализации школьников значительную роль может сыграть как урочная, так и внеурочная деятельность, соответственно, как и всё общее образование. Также большую роль в этих процессах играет дополнительное образование. Воспитанники, в силу особенностей детского и подросткового возраста имеют достаточно большую потребность в самореализации. Но далеко не всегда они находят для себя области и способы применения своих способностей.
Не смотря на подробное описание в психолого-педагогической литературе процессов самореализации субъекта, на практике не всегда понятно, каким именно образом образовательная среда общего и дополнительного образования могла бы быть организована таким образом, чтобы самореализация личности обучающегося была бы гарантированно обеспечена и в этом случае можно было бы избежать многих проблем с дисциплиной и поведением детей и подростков.
Воздействие образовательной среды как среды комфортности на личность изучали авторы П.П. Блонский, В.А. Горский, A.Г. Асмолов, В.А. Караковский и др. Некоторые из авторов прямо связывали влияние среды на поведение личности. Здесь следует отметить, что современная психология глубоко рассматривает вопросы, связанные с самореализацией личности и её влияние на дисциплину субъекта. В психологии часто говорят о внутренней внутренней активности личности. Это очевидный ресурс для того, чтобы в ходе общего развития личность обеспечивала свою самореализацию. Без активной самореализации невозможно развитие личности.
По мнению многих российских педагогов и психологов, в самореализации доминирующая роль принадлежит ее сущностным силам, которые содействуют интериоризации – экстериоризации, но как уже было отмечено, здесь существует большое разнообразие подходов, чего нельзя сказать о практической стороне решения проблемы [16]. Интерпретация понятия самореализации зачастую связана с реализацией личного потенциала субъекта. Сегодня в образовательной среде все средства воспитания, в том числе, в рамках урочной и внеурочной деятельности направлены на то, чтобы была возможность реализовать все способности субъекта. Очевидно, что, когда человек занят любимым занятием, у него нет времени и возможности на проявление дурного поведения и нарушения общественной дисциплины. Это характерно для тех детей и подростков, которые ничем не заняты и учёба, как правило, их также мало интересует.
Сложно сказать однозначно, представляет ли эта категория собой свойство, потребность, процесс, явление или нечто другое. Явление самореализации принято рассматривать в нескольких формах. Можно отметить, что самореализация может быть представлена как:
1. Цель, которая как правило, связана с личностной самоактуализацией.
2. Состояние – касается вопроса удовлетворённости самореализацией.
3. Результат. Определенный уровень развития личности, в основе чего лежит критерий «успех-неуспех».
4. Итог. Осмысление временных периодов жизни или оценка прожитой жизни.
На педагогическом уровне чаще всего говорят о функциях самореализации и условиях, которые могли бы содействовать более полной самореализации личности. Лишь в этом случае можно будет говорить о правильном поведении и об отсутствии нарушений дисциплины как на уроках, так и вне уроков. Процесс самореализации может осуществляться в нескольких аспектах, как процесс деятельности или в качестве субъективного результата этой деятельности. Самореализация может быть внутренней потребностью субъекта. Учёными отмечено, что данная проблема лучше всего разработана в философском аспекте [8]. При этом каждый субъект должен хорошо понимать, что он практически в любой отрезок времени живёт в обществе, или социуме, где существуют достаточно жёсткие правила поведения. Такого рода правило часто называют нормами общественных отношений, или социальными нормами поведения в обществе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков [Текст] / Л.С.Алексеева // Семья в России. − 2015. − No 2. – С. 12-14.
2. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А.Бакаев. − М.: Логос, 2014.–330 с.
3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И.Захаров. − М: Просвещение, 2012. – 128 с.
4. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы учеб. пособие [Текст] / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. − СПб.: Питер-Юг, 2012. – 352 с.
5. Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодѐжи [Текст] / А.М. Каминер, Е.А. Майорова. − М.: АПК и ППРО, 2011. – 83 с.
6. Ковальчук, И.Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних [Текст] / И.Ф.Ковальчук // Отечественный журнал социальной работы. − 2011. – No3. – С. 23-24.
7. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] / В.Т. Кондрашенко. − М.: Дашков и К. - 2014. – 365 с.
8. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст] / Т.В. Корнилова. − СПб.: Питер. - 2015. – 336 с.
9. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2012. – 192 с.
10. Крыжановская, Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. Пособие для психологов и педагогов [Текст] / Л.М. Крыжановская. − М.: ВЛАДОС, 2013. – 124 с.
11. Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста [Текст] / Э.Б. Мельникова. − М.: БЕК, 2012. – 303 с.
12. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделеевич. − СПб.: Речь, 2014. – 445 с.
13. Могжинский, Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Могжинский. − СПб.: Питер, 2011. – 112 с.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] /федеральный закон от 24.06.1999 No 120-ФЗ: по состоянию на 2016 г. − М.: Ось. - 2016. – 64 с.
15. Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.А. Павлова. − Волгоград.: Учитель, 2011. – 232 с.
16. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст] / под редакцией И. Соковни. − М.: ВЛАДОС, 2012. –389 с.
17. Ротенберг, В.С., Поисковая активность и адаптация [Текст] / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский − М.: Владос, 2011. – 98 с.
18. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49. – Текст: непосредственный.
19. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним [Текст] / под ред. О.Н. Богомолова, Р.В. Йорик. − СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2011. – 146 с.
20. Санников, А.Л. Агрессия как фактор проявления девиантногоповедения подростков [Текст] / А.Л. Санников, Е.Н. Бобрышева [и др.] − Архангельск: СГМУ, 2011. – 60 с.
21. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк; Д.И. Фельдштейн. − М.: Флинта, 2012. – 96 с.
22. Суркова, Е.С. Агрессивное поведение детей и подростков [Текст] / Е.С.Суркова, К.А.Егорова // Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции. – М: Прометей, 2013. – С. 151-153.
23. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками [Текст] / Г.С. Тагирова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128 с.
24. Чижакова, Г.И., Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст] / Г.И. Чижакова, Л.А. Новикова. – Красноярск: Изд-во Красноярск, 2012. – 98 с.
25. Шульга, Т.И. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй: методические рекомендации специалистам [Текст] / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. − М.: Тривола, 2011. – 125 с.