Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа 6
1.1 Содержание понятий «любовь к родному краю», «культурное наследие своего народа» 6
1.2 Особенности представлений о культурном наследии своего народа у детей раннего и дошкольного возраста 10
2. Методические аспекты формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа 14
2.1 Анализ образовательных программ по формированию любви к родному краю, культурному наследию своего народа у детей раннего и дошкольного возраста 14
2.2 Формы и методы формирования любви к родному краю, культурному наследию своего народа у детей раннего и дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальной проблемой современного образования является создание условий не только для обучения, но и для воспитания подрастающего поколения, формирования у них важных качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни в социуме. К таким качествам можно отнести патриотизм – любовь к родному краю и культурному наследию своего народа.
В нормативно-правовых документах данная проблема обучающихся отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Стратегии развития воспитания, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов образовательной политики в нашей стране выделяется необходимость воспитания взаимоуважения, реализации гуманистического характера образования, воспитания гражданственности, ответственности и патриотизма у обучающихся.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая реализуется согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 99б-р, в качестве главной задачи воспитания подрастающего поколения определяет необходимость формирования нравственной личности, которая разделяет традиционные ценности и стремится к защите нашей страны и мирному созиданию.
Патриотическое воспитание как важнейшая часть образовательного процесса закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает такие задачи, как «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».
Содержание образовательной деятельности по реализации данной задачи отображено в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Заявленные на законодательном уровне приоритеты и ценности гуманистического и патриотического воспитания требуют изучения на теоретическом и методическом уровне данной проблемы.
Важность и актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родному краю и культурному наследию своего народа всегда подчеркивалась в трудах философов и педагогов Я.А. Коменского, Н.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других. В дошкольной педагогике данная проблема рассматривается в работах таких авторов, как Т.Н. Бабаева, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, М.Д. Маханева и др.
В современных условиях развития дошкольного образования, реализации ФГОС ДО и ФОП ДО продолжается поиск эффективных методов и приемов формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа».
Объект исследования: формирование у детей любви к родному краю, культурному наследию своего народа.
Предмет исследования: особенности формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа.
Цель исследования: выявить особенности формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «любовь к родному краю», «культурное наследие».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста.
3. Провести анализ содержания образовательных программ по формирования любви к родному краю, культурному наследию своего народа в процессе воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
4. Изучить формы и методы формирования любви к родному краю, культурному наследию своего народа в процессе воспитания детей.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение научных исследований, анализ образовательных программ.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты формирования у детей раннего и дошкольного возраста любви к родному краю, культурному наследию своего народа
1.1 Содержание понятий «любовь к родному краю», «культурное наследие своего народа»
Любовь к Родине, к родному краю в научной литературе рассматривается в связи с понятием «патриотизм».
Слово «патриот» произошло от латинского patriota, греческого patriotеs, что понимается как «земляк, соотечественник». Патриотизм рассматривается как любовь к отечеству, преданность своему народу и готовность действовать во имя его интересов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Е.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с дошкольниками / Е.В. Алексеева, Р.Ф. Харисова // Дошкольное детство: индикаторы развития. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 49-52.
2. Артамонова-Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска : программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О.В. Артамонова-Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков. – М.: Сфера, 2017. – 127 с.
3. Волков Б.С. Психология дошкольного возраста: учебник для бакалавров / Б.С. Волков. – М.: КноРус, 2023. – 270 с.
4. Воронина М.В. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / М.В. Воронина // Вестник научных конференций. – 2023. – № 1-4 (89). – С. 35-37.
5. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выгосткий. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2022. – 1008 с.
6. Гордиенко Н.В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н.В. Гордиенко, Н.В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55-8. – С. 33-35.
7. Кузнецова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Т.Ю. Кузнецова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2. № 1 (58). – С. 112-122.
8. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2017. – 76 с.
9. Мошуров В.А. Анализ воздействия праздников нашей страны на компоненты патриотизма личности / В.А. Мошуров, Н.С. Чумаченко // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – № 1-2. – С. 29–32.
10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
11. Пирлик Г.П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности / Г.П. Пирлик, А.М. Федосеева. – М.: МПГУ, 2020. – 370 с.
12. Урунтаева Г.А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 213 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2023 год. – М.: Эксмо, 2023. – 787 с.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 390 с.