Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Анализ понятий самостоятельность и её развитие у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника 11
1.3. Особенности организации деятельности в ДОУ по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное изучение развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию самостоятельности старших дошкольников 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 33
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование активной, творческой и самостоятельной личности в образовательной среде сегодня начинается с дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как самостоятельной личности. Развитие ребёнка в детстве происходит очень быстрыми темпами. У него велика потребность быть самостоятельным. Проблему формирования самостоятельности и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи, в частности, В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова и др.
Формирование полезных культурно - гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется под воздействием окружающего мира, и активном действии взрослых людей, которые их окружают. Семья и дошкольная организация играют очень большую роль в развитии каждого ребёнка, в том числе, в развитии самостоятельности старшего дошкольника. Совместные усилия педагогов и родителей способствуют всестороннему развитию и формированию навыков самостоятельности у старших дошкольников. C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование самостоятельности у детей проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие дидактические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования: формы и методы развития самостоятельности у старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятий самостоятельность и её развитие у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольника.
3. Рассмотреть особенности организации деятельности в ДОУ по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Сделать анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию самостоятельности старших дошкольников
Методы исследования:
1.Теоретические. Анализ и обобщение психолого - педагогической литературы.
2. Практические. Беседа, наблюдение, эксперимент, разработка рекомендаций для педагогов и памятки для родителей воспитанников.
Практическая значимость работы. Заключается в возможности использования педагогами методических рекомендаций по вопросам развития самостоятельности дошкольников и использование родителями памятки по формированию навыков самообслуживания дошкольников.
База исследования: ДОУ
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ понятий самостоятельность и её развитие у детей старшего дошкольного возраста
Одна из главных задач педагога ДОУ сформировать и направить высокую активность ребёнка в правильное русло. Даже у самого маленького человека есть свои потребности, стремления и интересы. Случается, что планы взрослых и детей не совпадают, здесь и начинают возникать проблемы в воспитании. Каждый педагог, кроме всего прочего, должен обращать внимание на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, что является важными аспектами развития его самостоятельности. К примеру, самообслуживание детей дошкольного возраста имеет большее воспитательное значение для каждого из воспитанников ДОУ. Для родителей это очень важно и первыми педагогами в данном случае являются именно родители старших дошкольников [11].
Формирование навыков самостоятельности дошкольников рассматривали в своих работах авторы В.Г. Нечаева и А.Д. Шатова. Поручение всегда исходит от хорошо знакомого взрослого. В поручении определена конкретная задача и хорошо описан конечный результат того, что ребёнок должен выполнить. Если ребёнок хорошо справляется с тем заданием, которое ему поручили, это задание можно ему поручить выполнять несколько дней подряд. Это можно назвать длительным поручением. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, приучается действовать целенаправленно.
В воспитательном процессе, независимо от того, какого возраста дети, всегда имеется достаточно много различных резервов. Над этими процессами работало и работает много исследователей в области педагогики и психологии. В психологии отражены психологические закономерности обучения и воспитания, позволяющие формировать личность ребенка на его разных возрастных этапах. Радость труда – это могучая воспитательная сила. Ребёнок должен с детства глубоко пережить это чувство. Труд является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование. Осмысленный и полезный человеческий труд – это одна из многих сфер жизнедеятельности субъекта. В труде реализуется богатство человеческих отношений.
Воспитать любовь к труду и его самостоятельное успешное выполнение - достаточно сложно. В трудовой деятельности развивающийся субъект видит важнейшее средство самовыражения и самоутверждения. Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи и педагоги. К.Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие учёные внесли большой вклад в изучение активности и самостоятельности детей раннего возраста. Ученые Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В.Елизарова и др. изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей посредством трудового воспитания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О.Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 14.01.2024).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Житко // Педагогика. – 2015. - No6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014. - No11.- С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально- бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. No1. С.78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Старший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
14. Особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
15. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 14.01.2024).
16. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
17. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.01.2024).
18. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте // Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
19. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 14.01.2024).
20. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 119 с.
21. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
22. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 14.01.2024).
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2018. - 96 с.