Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников 5
1.1. История появления детских театрализованных представлений и праздников 5
1.2. Культурологическая роль современной проблематики сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников 8
Глава 2. Анализ воспитательного аспекта сценарной драматургии детских театральных представлений и праздников 14
2.1 Специфика разработки сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников 18
2.2 Роль возрастных психолого-педагогических особенностей аудитории в разработке сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников 12
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.
Развитие ребенка в современном мире предполагает наличие различных форм деятельности. Немаловажной среди них является праздничная культура. Сегодня она должна нести воспитательную функцию.
Сценаристика детских театрализованных представлений – своеобразная система творческой деятельности, в которой актуальность воспитательной роли приобретает важное значение. В условиях современного развития общества этот фактор становится уязвимым. В связи с этим знание особенностей сценарной режиссуры детских театрализованных представлений в сфере праздника и умение грамотно применить их на практике становится особенно актуальным.
Объект исследования – детские театрализованные представления.
Предмет исследования – сценарная драматургия детских театрализованных представлений.
Цель данного исследования – рассмотреть специфические особенности сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников.
Достижению данной цели способствуют следующие задачи:
1. Изучить историю появления детских театрализованных представлений и праздников.
2. Проанализировать культурологическую роль современной проблематики сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников.
3. Выявить психолого-педагогический аспект драматургии детских театрализованных представлений и праздников.
4. Рассмотреть роль возрастных психолого-педагогических особенностей аудитории в разработке сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников.
5. Написать и приложить к работе сценарий детского театрализованного праздника согласноо выявленным особенностям.
Степень изученности. Данному вопросу посвящены теоретические труды таких авторов как Аль Д.Н., Богданов И.А., Виноградский И.А., Буторина И.Н., Коган Л. Н., Мазаев А.И., Максимова С.М., Панфилов В. В. и другие. В работах авторы рассматривают детский театрализованный праздник и технологию создания сценарной драматургии в контексте вопросов режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Методы исследования:
В ходе работы применены следующие методы:
Аналитический – в поиске, сборе и анализе информации в специальной литературе и научных статьях;
Дедуктивный – в выстраивании информации от общего к частному;
Практический – в создании сценария согласно выявленным особенностям.
Глава 1. Теоретический аспект сценарной драматургии детских театрализованных представлений и праздников
1.1. История появления детских театрализованных представлений и праздников
Для того, чтобы погрузиться в содержательную сторону сценарной драматургии детского праздника, необходимо разобраться в понятии и явлении данного явления.
«Праздник как феномен культуры на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания – от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом» – отмечает В. Н, Попова . Это говорит о том, что само понятие праздника – многоплановое, широкое, междисциплинарное явление. В нем содержится профессиональных знаний, которые настоящий специалист подготовки детского праздника должен учитывать и компилировать между собой.
Одним из важнейших факторов изучения бытования праздника является рассмотрение его пространственно-временных характеристик. Как пишет Л. Н. Коган, «у творений культуры есть только настоящее время. Если же они не живут в настоящем, не влияют на развитие личности, не передают современникам социальный опыт прошлого, не обеспечивают их духовного общения, то они перестают выполнять функции культуры, перестают быть культурой ». К празднику как к неотъемлемой составляющей культуры это применимо в значительной степени, поскольку праздник всегда является актуальной стороной человеческой жизни.
История праздника как социо-культурной сферы человеческой жизни насчитывает множество сотен лет. Но важно понимать, что праздник актуален в бытовании народа столько, сколько актуально ценности и традиции, лежащие в его основе.
Испокон веков дети являлись частью праздника, непременными их участниками. В некоторых религиозных праздниках (Масленица, Пасха, Рождество) дети являлись важной частью в обрядовой сфере.
Особенно остро вопрос о востребованности сценарной драматургии детского театрализованного праздника встал в послереволюционные годы.
30 мая 1919 г. педагогическая секция театрального отдела Наркомпроса на специальном заседании
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учебное пособие / Д.Н.Аль – СПб: ИЗд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2013 – 288 с.
2. Белоцерковец Н.И., Каневская Ж.О. Особенности коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами досуговой деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика, 2014 – с. 32-39
3. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления / И.А. Виноградский, И.А.Богданов – Санкт-Петербург: Академия театрального искусства, 2009 – 240 с.
4. Буторина И.Н. Развитие личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника // автореф. дис. КОД ВАК 13.00.07 – 2009 – 291 c.
5. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. - СПб: КАРО, 2006. - 144 с.
6. Воловикова М. И., Борисова А. М. Психологическое значение праздника для личности // Знание. Понимание. Умение, 2012 – с. 345-351
7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56 - 79.
8. Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. - Москва: Профиздат, 2005.
9. Кириенко А. Работа драмкружков среди беспризорников // На путях к новой школе. 1925. № 6 - С.95
10. Коган Л. Н. Теория культуры / Л.Н.Коган - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993.
11. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. – с. 128-132
12. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление / А.И.Мазаев - М.: 1977 - 190 с.
13. Максимова С.М. Значение театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста// Гуманизация образования, 2016 – с. 45-51
14. Мальчевская А. Психолого-педагогическое сопровождение праздника Дня рождения в детском саду [Эл.ресурс] Код доступа: https://urok.1sept.ru/articles/311486
15. Оприна Н.А. Воспитание детей с использованием фольклорных приемов в празднично-игровых формах деятельности // Наука и школа, 2016
16. Панфилов В. В. Праздник и Игра. Режиссёру праздника об игре. Игровое действо в драматургии праздника / В.В.Панфилов – Москва, 2007г. – 274 с.
17. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 – 84 с.
18. Русский советский театр. 1917—1921: Документы и материалы. Отв. ред. А. 3. Юфит. Л., 1968. С. 46—47.
19. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. - М.: Новая школа,1997.
20. Фролова А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника // автореф. дис. КОД ВАК 13.00.01 – 2002 – 206 с.