Фрагмент для ознакомления
2
Одной из ведущих задач современной школы является формирование у детей способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать. В последнее время всё чаще говорят про дистанционное обучение, которое называют инновационной образовательной системой. Актуальность темы курсовой работы можно определить тем, что информационные технологии и их развитие пронизывают все сферы жизни современного человека, в том числе образование.
Эффективная организация образовательного процесса не представляется возможной без технологических средств получения необходимой информации. Приобщение системы образования к последним разработкам в сфере технологий является естественным процессом. До недавнего времени такое понятие, как дистанционное образование, фактически не разделялись. Однако в текущем периоде дистанционное образование подтвердило свою значимость и необходимость. Было показано, что в педагогическом сообществе дистанционное обучение предоставляет хорошие возможности для обучения на основе компьютерных технологий. В глобальной практике существует тенденция перейти от обучения в аудитории к обучению в небольших группах по 2 или по 3 - 4 человека и индивидуальной работе обучающихся. Они используют упражнения с различным фокусом и различными базами данных, методы для представления проблемной ситуации и мозговой атаки; кроме того, они пишут исследования, применяют новые методы в качестве деятельности по проекту.
Цифровые технологии изменили образовательную систему, а также расширили формы образовательного процесса. Современная действительность характеризуется огромным ростом потребления информации, что, безусловно, требует развития информационной инфраструктуры. Тенденция перехода от материальной плоскости в электронную усиливается.
Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни, в том числе образовательный процесс в высших учебных заведениях, что послужило причиной возникновения дистанционного обучения.
Проблемам анализа реализации дистанционного обучения посвящено значительное количество работ (Д.Э. Колосова, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, Е.Н. Ястребцова и др.); новым информационным технологиям в дистанционном обучении (Б. Бим-Бад, Л. Алешин, В.В. Давыдов, В.Г Дтаинш, О.В. Домрачев, А.А. Иванников, Т.В. Ковалева и др.). Роль дистанционного обучения в реформировании системы образования исследовали Е.Н. Кулемина, М.П. Карпенко, Е.Б. Сергиенко, В.Т. Волов и др. Эволюция свойств и тенденций дистанционного образования описана в работах Т. А. Бабенко, Д.А. Богдановой, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Е.В. Филимоновой и др.
Объект исследования: дистанционное обучение в образовательном процессе.
Предмет исследования: процесс изучения возможностей использования дистанционного обучения в образовательном процессе.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что использование технологии дистанционного обучения в образовательном процессе будет эффективным, если учитываются педагогические условия применения данной технологии.
Целью курсовой работы является изучение использования дистанционного обучения в образовательном процессе.
Задачами для решения поставленной цели определены следующие:
1. Рассмотреть теоретические основы использования дистанционного обучения в образовательном процессе.
2. Представить анализ опыта работы учителей по использованию дистанционного обучения в образовательном процессе.
3. Проанализировать эффективные методы и формы дистанционного обучения в образовательном процессе.
Теоретическая основа исследования:
концепции развития дистанционного обучения (A.A. Андреев, Д.З. Ахметова, Т.М. Ковалева, М.В. Моисеева, М. Мур);
вопросы профессиональной подготовки специалистов (Е.В. Коротаева, В.А. Сластенин) и формировании целостной социально - профессиональной компетентности специалиста (И.А. Зимняя).
Методами для написания курсовой работы послужили: теоретический анализ и синтез педагогической и методической литературы, анкетирование учителей и старшеклассников, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлены педагогические условия организации технологии дистанционного обучения в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность условий организации использования дистанционного обучения в образовательном процессе.
База исследования – КОГОБУ СШ пгт. Кумены. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 28 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования дистанционного обучения в образовательном процессе
1.1. Понятие и сущность дистанционного обучения
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению существующей действительности. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта и необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать свое место в этом мире [21].
Одной из ведущих задач современного образования является формирование у субъекта способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Сегодня каждый человек должен правильно осуществлять отбор необходимой ему информации, классифицировать её и грамотно с ней работать. В связи с этой необходимостью сегодня всё чаще говорят о дистанционном образовании, которое рассматривают как инновационную образовательную систему.
Е.С. Полат писала, что дистанционное обучение – это такая форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие традиционному учебному процессу компоненты. В современной образовательной среде постоянно увеличивается количество образовательных технологий, в том числе, осуществляемых на основе цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Дистанционное обучение от этого не становится менее популярным. Процессы работы с информацией всё более усложняются и в образовательной практике систему дистанционного образования всё чаще и шире используют наряду с очными формами обучения. Специалисты в области дистанционного обучения уверены, что данная система может адекватно и гибко реагировать на новые потребности общества.
Дистанционное образование давно себя зарекомендовало как наиболее эффективная система подготовки субъектов в самых различных отраслях деятельности. Дистанционное обучение с возможностью использования сети Интернет значительно расширяет предоставление образовательной услуги. Дистанционное образование в настоящее время чрезвычайно широко используется в образовательной практике, но при этом нельзя сказать того, что образовательный процесс, который реализуется благодаря дистанционному обучению, уже достаточно обеспечен дидактическими, методическими и контрольно – оценочными материалами, что составляет сегодня серьёзную проблему [14].
Тем не менее, прямое обучение через сеть Интернет обладает рядом существенных преимуществ перед традиционной моделью обучения. Дистанционное обучение – это достаточно гибкий процесс. Студенты могут получать образование в любое, подходящее для них время и в любом удобном месте. При этом они не ограничены никаким расстоянием и могут учиться вне зависимости от места их проживания. За счёт этого у субъекта значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения, что также можно отметить как преимущество дистанционного образования.
Современная образовательная среда полностью регламентируется требованием ФГОС, причём на любой образовательной ступени, начиная от дошкольной организации и заканчивая вузом. Педагогам важно, в процессе реализации дистанционного обучения, полностью обеспечить соответствие учебного процесса тем требованиям ФГОС, которые распространяются на ту, или иную группу потребителей образовательной услуги.
Дистанционное образование позволяет каждому обучающемуся работать с педагогом по индивидуальному плану. При этом ученики имеют много свободного времени для самообразования. Можно говорить о том, что дистанционное обучение есть пространство для самореализации каждой личности. Важно отметить, что дистанционное образование наиболее целесообразно использовать для обучающихся более старшего возраста, поскольку здесь требуется большая самостоятельная работа и способность личной самоорганизации. При этом, у субъекта должна быть высокая учебная мотивация и глубокое понимание того, для чего всё это именно ему необходимо.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
3. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] / Е.К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, No2(154) – С. 33-41.
4. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст]/ Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко. – М.: МедиаМир. - 2017. – 160 с.
5. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 09.01.2024).
6. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 09.01.2024).
7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]/ О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
8. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – No 8. – С.14-16.
9. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности школьников / О. А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 09.01.2024).
10. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т.В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
11. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета [Текст]/ С.Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No3 (23). – С. 37-42.
12. Каракозов, С.Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – No 1. – С. 17-27.
13. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 09.01.2024).
14. Кузняк, Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 09.01.2024).
15. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Электронный ресурс]/ А. О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 09.01.2024).
16. Логинова, А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 09.01.2024).
17. Мкртчян, В.С. Особенности поиска информации и условия формирования у школьников умения осуществлять поиск информации / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 09.01.2024).
18. Морозова, И.В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И.В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 09.01.2024).
19. Малинина, И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И.А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – No 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 09.01.2024).
20. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (дата обращения: 09.01.2024).
21. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 09.01.2024).
22. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс]. URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 09.01.2024).
23. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 09.01.2024).
24. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 09.01.2024).
25. Формирование поисковых умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей младших школьников в условиях современного информационного общества. – 2017. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 09.01.2024).