Фрагмент для ознакомления
2
Россия на рубеже XXI века переживает кризис образования молодого поколения. Были нарушены традиции, порваны нити, которые соединили молодое и старшее поколения. Безжалостное отрывание от своих корней, неприятие нации в образовательном процессе ведет к отсутствию духовности, отбивает у детей желание проявлять себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании детей среднего школьного возраста открывает широкие возможности для педагогического творчества, смелого поиска новаторских методов обучения и воспитания.
Основой хоровода является исполнение песни хора всеми его участниками. Но участники не только поют, но и двигаются, выравниваются и выступают. Танец, игра и песня в хоре неразрывно и органично связаны. Люди очень точно говорят об этой связи: «Песня, игра и танец в хоре неразделимы, как крылья птицы». Определение хора было бы неполным, если бы мы не сказали, что хор объединяет и объединяет большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Его участники, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хорах участники не держатся за руки, а двигаются друг за другом или бок о бок, соблюдая строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Фольклор стимулирует творческие проявления детей среднего возраста, пробуждает воображение. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, посредством движений мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, детские стишки, молитвы.
Средний школьный возраст - от 11 до 14 лет
Средний школьный возраст также называют подростковым. Учитывайте его особенности. В отличие от младшего школьного возраста, средний школьный возраст характеризуется быстрым физическим и сексуальным созреванием и столь же бурной системой отношений в обществе. Это возраст очередного кризиса в жизни ребенка.
Для детей среднего школьного возраста характерно усиление такого новообразования, как самосознание. Человек сосредотачивается на своей собственной оценке и отстаивает свое право на нее. Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, но в этот период ребенок по-прежнему ориентирован в основном на оценку взрослых.
Для подростка, стремящегося к взрослой жизни, самооценка является одним из атрибутов взрослого мира и уже является устойчивой. Как правило, у подростков есть идеал, и они, как правило, похожи на него. Очень часто этот идеал не совпадает с мнением родителей. В этом случае родители должны четко понимать, во-первых, что идеал ребенка-это не их идеал, а во-вторых, что идеалов может быть гораздо больше и бороться за право выбрать их для своего ребенка не стоит.
Хороводы, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию обучающихся, которые переходят в 5-ые классы. Хоровод предполагает синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное повторение нескольких действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В танцевальных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка способности согласовывать свои действия с действиями партнеров, исключая при этом конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к веселым играм, доступным каждому ребенку
Хороводы знакомят детей среднего школьного возраста с образцами народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку понять и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Обучающиеся получают удовольствие от игрового процесса, они входят в игру без страха и трепета.
Объект исследования – хороводные жанры.
Предмет исследования – использование хороводных жанров в работе с детьми среднего школьного возраста.
Цель исследования – проанализировать использование хороводных жанров в работе с детьми среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть хороводные жанры.
2. Выявить особенности использования хороводных жанров в работе с детьми среднего школьного возраста.
Методы исследования – обобщение литературных интернет источников, наблюдение, анализ.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Классификация хороводных жанров
Хоровой жанр – один из самых ярких и популярных жанров русских народных песен. Хор – это форма коллективного народного танца, исполняемого в кругу в сопровождении пения. Припевная песня неразрывно связана с обрядом и праздничными событиями: свадьбами, крестинами, Пасхой, радоницей и другими народными праздниками.
В хороводных песнях часто встречается повторение строк с небольшими изменениями. В основном они исполняются без музыкального сопровождения или только с легкими инструментальными вставками. Это делает хоровой жанр узнаваемым и легким для исполнения всеми, кто желает принять в нем участие. В жанре хора почти всегда присутствуют веселые и жизнерадостные мелодии, которые создают атмосферу радости и праздничного настроения.
Жанр хоровой песни также отличается специфической лирикой. Они включают в себя образы из популярной культуры, добрых и забавных персонажей, а также поэтические диалоги между ними. Кроме того, хороводные песни часто содержат элементы игр, в которые играют перед аудиторией, например, разделение на группы или комедийные вопросы и ответы.
Жанр русских народных хоровых песен – особый вид музыкального искусства, характерный для русской культуры. Он сочетает в себе мелодию, танец и коллективизм.
Одной из основных характеристик жанра является коллективная интерпретация. Хоры пели в кругу, где каждый участник сыграл свою роль в припеве песни. Это создавало особую энергетику и синхронность исполнения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. – М., 2000.
2. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл. – М., 2002.
3. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 2004.
4. Батырев А.П., Бурцева Г.В. Композиция танца. - Барнаул, НМЦ, 2001.
5. Бачинская, Н.М. Русские хороводы и хороводные песни./ Н.М. Бачинская. - М.:-Л., 2005.
6. Бурцева Г.В. Хоровод – художественная форма народно-сценической хореографии. – Барнаул, АГИИК, 2005.
7. Гиппиус Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной народной песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии). – М., 2002.
8. Ванслов В.В. Балет Григоровича и проблемы хореографии. – М.: Искусство, 2002.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. – М., 2005.
10. Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на участников художественной самодеятельности // Художественная самодеятельность. Традиции. Мастерство. Воспитание.
11. Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел (Белгородско-Курское пограничье). – Белгород: Крестьянское дело, 2004.
12. Пашина О. А. Календарно-обрядовый цикл у восточных славян. - М., 2004.
13. Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Л., 2001.
14. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 2005.
15. Терещенко, А.В. История культуры русского народа./ А.В. Терещенко. - М.:ЭКСМО, 2007.
16. Щуров, В.М. Южнорусская песенная традиция/ В.М.Щуров. – М., 2003.