Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Разнообразные по видам, формам и назначению документы, возникшие из потребностей общества в межличностном общении, государственном управлении, фиксации и передаче научного знания, культуры, искусства и т. д., являются результатом общественного развития и общественного сознания.
На всем протяжении истории человека разумного невозможно представить его существование вне информации: от предупреждения об опасности и передачи накопленного знания об окружающем мире до создания философских концепций, познания природы, культуры, общества.
Ретроспективная документная информация - документная информация, созданная в прошлом. Архивист в настоящее время - первый, кто имеет дело с информацией, созданной в прошлом. Он обязан ее отобрать и сохранить. Но архив - это не склад, а научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти общества.
«Архивы меняются, потому что все изменилось вокруг архива; он теряет прежнее, специальное и узкое значение... приобретает новое, непреходящее значение – служит едва ли не самым ценным материалом для восстановления прошедшего. Словом, он приобретает высокое научное, самостоятельное значение, и перестает быть придатком того или иного ведомства. … Изменяется и весь его облик. Перед новыми посетителями нельзя предстать в затрапезном виде ни архиву, ни архивисту» [Егоров, 1923. С. 12]. Эти слова произнесены в 1923 г. Д.Н. Егоровым, историком, книговедом и знатоком архивов, погибшим в результате репрессий в 1931 г. Его научное наследие в последующие несколько десятилетий было предано забвению, как и наследие многих ученых его поколения. Может быть, во многом именно этим объясняется порой непонимание важности коммуникативной функции архивов в условиях информационного общества в мире в целом, и в России в частности.
Современная наука выделяет среди наиболее важных социальных функций архива – мемориальную (формирование архивного фонда и обеспечение сохранности документов), коммуникативную (обеспечение условий равного доступа исследователей к институту документальной памяти как особой форме приобщения к культуре), транслирующую (публикация архивных документов, проведение выставок, экскурсий конференций), социально-правовую (подтверждение законных прав граждан) и некоторые другие.
Определяя роль и место историко-документального наследия, хранящегося в архивах, рукописных отделах музеев и библиотек, в общей системе культурных ценностей, важно отметить несостоятельность представлений о неструктурированном океане источников, из которого каждый пользователь может «вырвать» нечто важное по его собственной иерархии ценностей. Необходим системный подход к корпусу взаимосвязанных источников как исторических явлений. Документ, информационная функция которого заключается в его способности быть источником информации, предстает при этом для историка отражением проблемных ситуаций и ценностно-научных ориентиров.
Цель данной работы: рассмотреть роль ретроспективной информации в развитии общества.
Глава 1. Архивы и архивные службы в интересах общества
1.1. Архивы и сохранение связей поколений
Задача архивиста – выявить, обеспечить комплектование и сохранность документов, предоставить исследователю доступ и возможность прочитать и интерпретировать документ адекватно заложенному в нем содержанию. Архивист выступает как уникальный специалист по локализации любого представляющего научно-исторический интерес документа, по определению границ фонда – соответствующей среды обитания, по сохранению, описанию и использованию архивного наследия.
Однако исторически сложилось так, что на протяжении веков архивисты вынуждены лавировать в узком проливе между Сциллой по имени польза и Харибдой по имени ценность. Это объясняется двойной природой накопленного в хранилищах документального наследия. С одной стороны, архивист выступает как госслужащий, призванный удовлетворить текущие запросы пользователей и предоставить им на основании действующего законодательства свободный доступ к вверенным под его ответственность документам. С другой, он обязан обеспечить сохранность и эффективное приумножение документальных фондов и архивов как важного атрибута российской государственности и инструмента общественного самопознания.
Классик отечественного архивоведения В.Н. Автократов (1922–1992) относил коммуникативную функцию архивов к предмету исследования теории использования документной ретроспективной информации. Архивисты обязаны обеспечить высокую информационную плотность принятых на постоянное хранение документов, исходя из понятия непреходящей исторической ценности этих документов – независимо от характера сиюминутных, конкретных запросов тех или иных групп возможных пользователей. И здесь понятие ценности недопустимо подменять понятием конкретной полезности документов для данного пользователя – индивидуального, коллективного, локальной или массовой аудитории, поскольку для информантов с разными информационными потребностями информативность одного и того же исторического документа будет неодинаковой. Судьба традиционных архивов в информационном обществе определяется отнюдь не конъюнктурными и, что более неприемлемо, – коммерческими интересами пользователей. Реализация архивами своей надвременной коммуникативной сущности как саморазвивающейся по собственным законам целостной системы в рамках единого архивно-информационного пространства обусловливает их существование не только во времени, но и в вечности.
Ценность, как отмечал В.Н. Автократов, постоянна, она соотносится с информационными потребностями всего общества, в том числе с потребностями, еще неизвестными в данное время. Ценность объективна, в то время как полезность конкретна и субъективна [Автократов, 2001. С. 255]. Приведем в этой связи поучительную историю одного события, связанного с разграничением ценности и полезности документов, произошедшую в Национальном архиве Франции в 1913 г. В одном из номеров «Научного исторического журнала», издававшегося проф. Н.И. Кареевым (1850–1931), была опубликована заметка О.А. Добиаш-Рождественской (1874–1939). Она обратила внимание на эпизод столкновения директора Национального архива Ш. Ланглуа (1863– 1929) с президентом постоянной комиссии архивов, историком А. Оларомю. Суть конфликта заключалась в том, что Ш. Ланглуа распорядился уничтожить часть материалов XIX в. Мотивировал свое решение он тем, что эти материалы не пользуются спросом исследователей и в течение долгого времени их никто не заказывает. Французские историки решительно воспротивились этому, и победили: Ш. Ланглуа свое решение отменил. О.А. Добиаш-Рождественская привлекла внимание отеч
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бондарева Т.И. Архивы России на службе личности и государства // Отечественные архивы. 1998. № 6; Васильченко Н.В. На службе государства и общества: Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики // Вестник архивиста. 2003. № 5-6
2. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. С. 165–200.
3. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов // Национальная философская энциклопедия // [Электронный ресурс]. – URL: http://terme.ru/dictionary/179/word/archiv
4. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 253 с.
5. Колесников А.С. Мишель Фуко и его «Археология знания» // Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия»; Университетская книга, 2004. С. 5–30.
6. Подорога В. К философии архива // Индекс. 2001. №14 // [Электронный ресурс]. – URL: http://index.org.ru/journal114/podoroga1401.html
7. Прохорова И. Предисловие // Новое литературное обозрение. 2005. №74 // [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/pro1.html
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2012 // [Электронный ресурс]. – URL: http://onlinedics.ru/slovar/fasmer/a/aarxix.html
9. Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия»; Университетская книга, 2004. 416 с.
10. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. 416 с.
11. Эрнст В. Архивация: архив как хранилище памяти и его инструментализация при национал-социализме // Новое литературное обозрение. 2005. №74 // [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/ern9.html
12. Derrida J.,Prenowitz E. Archive Fever: A Freudian Impression // Diacritics. 1995. Vol. 25, №2. P. 9–63.