Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у младших школьников всегда являлось актуальной задачей для системы образования, и педагоги для этого используют самые разнообразные педагогические технологии и методики. Драматизация в обучении является одним из таких средств.
Развивать воображение и познавательную активность младших школьников можно различными способами, в том числе, средствами театрализованной деятельности. Также, одной из задач современного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности и позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники были активными и самостоятельными. Проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной.
Какие именно средства выберет педагог, зависит от того, какими приёмами и методиками он владеет в целом. Благодаря драматизации и организации театрализованной деятельности, у детей развивается не только воображение и речь, но и полезные коммуникативные навыки. Деятельность образовательных организаций сегодня регулируется ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Благодаря театрализованной деятельности и сюжетно – ролевым играм, дети достаточно быстро социализируются в развивающей среде образовательной организации, что позволяет успешно развивать у них воображение, речь, коммуникации и иные личностно значимые качества.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость применения драматизации в обучении младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе с использованием драматизации.
Предмет исследования: техники и методики драматизации при обучении младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия драматизация в обучении младших школьников.
2. Изучить формы и методы применения драматизации в обучении младших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия применения драматизации в обучении младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по применению драматизации в обучении младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, интерпретация данных.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения драматизации в обучении младших школьников
1.1. Анализ понятия драматизация в обучении младших школьников
В последние десятилетия в современной образовательной среде происходят многочисленные инновационные изменения. В новой парадигме образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой образовательной ступени реализуется системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Любой образовательный, или развивающий процесс педусматривают субъект - субъектные отношения между педагогом и воспитанниками.
В вопросах субъект – субъектных отношений в образовательной среде работали исследователи А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Идеи самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. [15]. Большую роль в этом процессе играют средства драматизации, в том числе, для младших школьников.
Драматизация – это разыгрывание истории, реальной ситуации, события, или идеи. Существует множество форм драматизации. К ним относят, пьесы, кукольный театр, пантомиму, театрализованные представления, шествия, клоунаду, танцы, пародии, ролевые игры, симуляции, интервью, диалоги, проповеди, монологи и многое другое. Цель любой инсценировки состоит в том, чтобы дать возможность всем участникам пережить и понять в новой и захватывающей манере то, что инсценируется. В обобщённом виде это можно назвать театрализацией. Различных направлений театрализации также существует множество и именно учитель определяет, что наиболее целесообразно для его учеников. Это необходимо для развития воображения детей и активизации их познавательной учебной деятельности.
Под воображением понимают способность человеческой психики формировать чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности.
Воображение - это способность вызывать в сознании субъекта, и произвольно сочетать образы предметов и событий. В центре новой парадигмы находится личностное развитие ребенка. Образование сегодня рассматривают как фундаментальное средство культуры и развития субъектов. Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению воображения [11].
Инновационная педагогика сегодня ставит перед собой задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности. Сегодня образовательная среда помимо образовательного результата предусматривает формирование и развитие личностно значимых качеств субъекта. Большую роль в процессе формирования личностно значимых качеств ребёнка играет театрализованная деятельность. В творческом процессе театрализации развивается речь, память, внимание каждого ребёнка. Организация театрализованной деятельности в образовательной организации является одним из самых любимых видов развлечения детей. В любом возрасте дети любят играть в различные ролевые и театрализованные игры. Театрализованная деятельность состоит в особом эмоциональном выражении разыгрываемой роли, а образ рождается из действий персонажа. Одним из наиболее привлекательных в современном образовании при драматизации является театр теней.
Отличительной чертой театра теней является условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней обусловлены свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура – это образ визуальный. Его можно трансформировать, изменять на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана.
Им видна размытая тень от цветных фигур, или черный силуэт. На экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность фантазировать и домысливать то, что они увидели [7].
С.Л. Рубинштейн писал, что основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов.
Без воображения было бы сложно достичь какого-либо прогресса в науке, искусстве, технике. При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу. По мнению исследователя Л.С. Коршуновой, при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях [20]. Главная функция воображения - это построение и создание образов, и это признано важнейшей человеческой способностью. Ее роль в творческом процессе приравнивается к роли знания и суждения.
Очень важно, правильно обучать детей детальному пересказу, в том числе и в рамках театрализованной игры.
Тематика текстов и возможности театрализации определяются программой чтения. Работу в классе можно проводить по следующему плану:
1.Сообщение темы и цель работы.
2.Чтение вслух сюжетного плана, выданного учителем.
3. Продумывание театрального сюжета в целом каждым учеником.
Все театрализованные задания направлены на развитие речи младших школьников. В комплексное понятие развитие связной устной речи включена оценка содержательности текста, его логичность, точности и ясность, языковая правильность речи, коммуникативная целесообразность и выразительность. Лучше всего дети выполняют задания, в которых предлагается пересказать, прочитанный учителем, текст.
Дети отвечают выразительно. У некоторых детей наблюдается использование выразительных слов и словосочетаний. Пересказ построен целесообразно и ясно. Для успешного формирования связной речи младших школьников, необходимо использовать на уроках литературного чтения различные задания, которые будут дополнять, расширять основной материал учебника. Дети любят работать над заданиями, где используется план. При работе по плану, учитель, как правило, использует следующую схему:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Придумать заголовки картинкам и сценкам.
4. Устные рассказы с использованием картинок.
Описание содержания – это самая сложная форма рассказа. Развитие связной речи на уроках литературного чтения реализуется при изучении различных стилей речи, таких как диалог, монолог, аргументация, устная и письменная речь, разговорный стиль речи. учитель может формировать всё это. в зависимости от того, какую выберет театрализованную игру. театрализации ожжет подлежать любой жанровый текст, сказка, рассказ, басня и др. Начиная с первого класса, учитель должен работать со словами, которые можно использовать в определенном стиле речи. Отрывки из литературных текстов и самих произведений предоставляют богатый материал для овладения стилистическими особенностями речи.
Театрализация предоставляет педагогу достаточно большие возможности для развития речи ребёнка. Учитель, в рамках учебной программы может организовать театрализованную игру со сказками. Баснями, рассказами, эпосом и др. В данном случае, при совместной работе учителя и учеников будет не только успешно развиваться речь учеников. Они знакомятся с множеством слов, которые в процессе театрализации становятся им понятными. Это могут быть такие слова как град, купец, шкатулка и др. дети всегда спрашивают, что означает смысл того, или иного слова и учитель помогает им подобрать синонимичные слова.
Словарная работа в данном случае имеет очень большое значение. Именно словарный запас помогает ребёнку внятно и точно выразить сою мысль. Учителя при любых видах работы на уроке, и вне его ведут большую обширную работу над словарным запасом каждого из детей. для этого у педагога всегда имеется серия различных лексических упражнений, которые он выполняет с детьми в ходе театрализации. Если данный вид работы проводится систематично и последовательно, то у ребёнка постепенно накапливается большой словарный запас, который позволяет ему без проблем подобрать то, или иное нужное слово.
Ребёнок всё чаще правильно подбирает необходимое слово и правильно может пояснить, что это слово может обозначать. Дети всё больше и лучше понимают, о чём идёт речь. К примеру. между литературными персонажами и это позволяет ребёнку правильно передавать смыслы вех рассматриваемых текстов. Использование приёмов театрализации позволяет также широко использовать различные картинки и иллюстрации, что тоже позволяет ученику вести на основе картинок грамотный и точный пересказ текстов.
В современной образовательной среде очень важно поддерживать любую самостоятельность ребёнка. Именно такую самостоятельность детям даёт понимание всё новых текстов и произведений. Ученики всё чаще самостоятельно используют в своей речи все те новые слова, которые они усвоили на уроках.
1.2. Формы и методы применения драматизации в обучении младших школьников
Постепенно взрослея, ребёнок многого достигает в межличностных отношениях. Ребёнок хорошо понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе. Он понимает, что это обусловлено тем, как именно его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Многие вещи ребёнок познаёт из театрализованных действий в процессе драматизации, который создаёт учитель. Форм и средств драматизации существует достаточно много, в том числе, театр теней.
Театр теней в образовательной организации рассматривали в своих работах исследователи Т.Н. Доронова, И.А. Лыкова и др. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов Л.П. Бочкаревой, Л.В. Ворошниной и др. Младшие школьники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. Именно в этом возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребёнка формируется собственное отношение к труду, к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме. Умения и навыки, которые формируются у детей в процессе общения детей друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре, в том числе, и в театрализованной.
Тем не менее, здесь необходима большая квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы их к хорошим поступкам. Любая игра должна вызывать у ребёнка высокие чувства. При этом игра также является важным средством умственного воспитания и коммуникационного развития ребенка. Все те знания, которые ребёнок получает в этом возрасте в школе, и дома находят в игре своё
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2019. -157 c.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд. [Текст] /М.М. Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательский центр Академия - 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] / Е.В. Архипова.- М.: Начальная школа. - 2010. - No4. - С.35-39.
4. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю.О. Бронникова. - М.: Начальная школа. – 2013. - No10. -С.41-44.
5. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская. - М.: Начальная школа. - 2003. - No4. -С.47-51.
6. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 289-292. - URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 15.01.2024).
7. Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Л.В Горина. - М.: Знание. - 2010. – 76с.
8. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников [Текст] / О.Ю. Елькина. - М.: Педагогика, 2004. – 23-28c.
9. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение [Текст] / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224с.
10. Карпова, А.А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 133-138. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 15.01.2024).
11. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 15.01.2024).
12. Леднева, И.Ю. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС //Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей третей Всероссийской интернет- конференции [Текст] / И.Ю. Леднёва, Н.В. Чупыгина., Е.А. Тулякова., И.В. Серафимович. Под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2013. - 90-94c.
13. Никитина, Е.Е. Обучение младших школьников творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки [Текст] / Е.Е. Никитина. - М.: Начальная школа, 2017. – 5с.
14. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку[Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813с.
15. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 15.01.2024).
16. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования [Текст] / Т.Г. Рамзаева. - М.: Начальная школа, 2003. - 14-23с.
17. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку/ О.И. Соловьёва. - М.: Молодой ученый, 2006. – 128с.
18. Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 565-567. - URL: https://moluch.ru/archive/66/10935/ (дата обращения: 15.01.2024).
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2001. – 56 с.
20. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 15.01.2024).
21. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 15.01.2024).
22. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение. - 2000. – 34 с.
23. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст]/ Л.П. Уфимцева // Начальная школа. -2004. -No4, С. 17-21
24. Ушакова, О.С. Методика развития связной речи детей младшего
школьного возраста. Пособие для педагогов [Текст] / О.С. Ушакова. - M.: Владос, 2010 г. – 67с.
25. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.