Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Убийство большевиками в июле 1918 года, пожалуй, одно из самых трагических событий в нашей современ-ной российской истории. За долгие годы советской власти в нашей стране не было опубликовано ни одного исследования о гибели царской семьи, за ис-ключением нескольких работ, выдержанных в строгом советском идеологиче-ском духе. Но ситуация изменилась в конце 80-х годов, когда в популярных советских журналах были опубликованы первые серьезные материалы об убийстве Романовых.
В 90-е годы количество публикаций увеличивалось с каждым годом с невероятной скоростью, вплоть до 1998 года. И на сегодняшний день накопи-лось довольно большое количество литературы, посвященной гибели коро-левской семьи.
Были исследованы многие аспекты этой темы, историками и публици-стами сформулировано большое количество мнений и гипотез по различным темам и публикациям. И, похоже, в теме убийства королевской семьи больше нет белых пятен, аспектов, которые никем не исследовались. Но это далеко не так. Большое количество публикаций и литературы в данном случае не столь-ко проясняют, сколько запутывают определенные вопросы.
Дело в том, что многие люди были озабочены смертью королевской се-мьи, в том числе не историки по профессии. Многие из них хотели опублико-вать только сенсационную статью или книгу, но исходная база была узкой или даже сомнительной. Некоторые авторы слишком предвзято относились к ис-точникам, отрицая подлинность одних и придавая чрезмерное значение дру-гим. Или даже они строили все свои гипотезы на основе источников, проис-хождение которых сомнительно. Сегодня еще рано говорить о достаточных знаниях по этому вопросу, поскольку по-прежнему существуют серьезные вопросы, которые необходимо решить. Именно поэтому тема убийства цар-ской семьи продолжает оставаться актуальной в российской исторической науке и сегодня.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования – многообразие точек зрения в отношении об-стоятельств судьбы царской семьи (1917-1918 гг.).
Объектом исследования являются особенности судьбы царской семьи (1917-1918 гг.).
Предметом исследования является судьба царской семьи (1917-1918 гг.).
Цель исследования: вывить обстоятельства судьбы царской семьи (1917-1918 гг.).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть предвестники революционных событий 1917 года.
2. Описать царскую семью во время революции, отречение от престола и расстрел.
3. Изучить роль Николая II в истории России.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещён-ных в научных источниках.
§1. Предвестники революционных событий 1917 года
Как известно, революционные настроения не рождаются внезапно, им должен предшествовать определенный период нарастающего кризиса старого режима. В течение некоторого времени растущие общественные силы, разо-чарованные несостоявшимся правительством, свергали его. После этого фор-мируется новое правительство, которое часто меняет политическую структу-ру страны. Как правило, сами революционные действия сопровождаются анархическими беспорядками, погромами, массовыми убийствами неугодных и прочими эксцессами.
Говоря о революционных катастрофах в России в 1917 году, нельзя не коснуться событий, предшествовавших революции. Самый важный из них - Первая мировая война. В большой войне, двум с половиной годам которой предшествовала русская революция, вопрос о патриотическом и моральном состоянии русского тыла не останется без внимания. Проблемы военного времени также обязывают исследователя обратить внимание на психологию масс и «человеческое измерение» в истории [12].
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть факты, сви-детельствующие о негативных аспектах, имевших место в российском тылу в годы Первой мировой войны. Хронологические рамки этой статьи охватыва-ют период с августа 1914 года по октябрь 1917 года. Изучение материалов о погромах, грабежах, беспорядках (а также бракоразводных процессах, пьян-стве, болезненных мистических настроениях и других разрушительных про-цессах в российской глубинке) показывает, что принципиальных различий между «революционным» 1917 годом и «патриотическим» 1914 годом нет.
Все проблемы, возникшие после февраля 1917 года, наблюдались уже в 1914 году, различаясь только масштабами и последствиями конфликтов. Ряд вредных для России явлений, влияние которых усилилось в ходе войны, акту-альны как в начале, так и в конце войны и сохраняются и усиливаются в ходе первого эпохального мирового конфликта. Вот некоторые факты, свидетель-ствующие о патриотическом и моральном состоянии части российского об-щества в годы Первой мировой войны. Для сравнения приводятся данные, ка-сающиеся начала войны и 1917 года.
На волне революционных настроений 1917 года ситуация вышла за рамки возможного. 21 июня 1917 года вооруженная банда грабителей напала на здание Сената. В то же время бандиты знали о существующих реликвиях, их ценностях и местонахождении и похитили около фунта столового серебра. Атака была довольно вандальной - Храм Славы был просто разрушен. В сен-тябре 1917 года губернский комиссар Временного правительства В. Н. Пинь-ятти упомянул о тревожных настроениях в некоторых городах Тобольской губернии.
В октябре 1917 года в Тобольской губернии был зафиксирован первый случай серьезных аграрных волнений. Среди других инцидентов люди совер-шали акты самосуда в отношении неугодных людей, в основном воров. Например, жители села Черновки, из-за неспособности властей обеспечить порядок и соблюдение закона, устроили самосуд над разбойниками, которые прятались в лесу.
Факты поджогов помещичьих домов и убийств помещиков настолько известны, что о них следует только упомянуть. Но проблема, значительно обостренная сознанием и опытом военного времени, способствовала ожесто-чению и определенной нечувствительности русского народа. Такие очевидные процессы, как социокультурный раскол российского общества, формально православного в своем большинстве, десакрализация Церкви и империи, мо-ральный и религиозный упадок, позволяют нам не только описать происхо-дящие события, но и попытаться понять их причины и последствия [15].
Упомянутый выше раскол свидетельствовал об умственной и духовной неготовности России к войне. Это ясно видно из многих фактов невообрази-мого безразличия к военным тяготам нашего времени. По мнению современ-ных исследователей Первой мировой войны, ситуация усугублялась так назы-ваемым милитаризованным сознанием, ожесточившим миллионы людей. Война не была воспринята народом как «патриотическая», она быстро поте-ряла популярность уже через несколько месяцев, а тем более через год после ее начала. Солдаты не хотели идти на смерть ради целей, которых они не по-нимали; солидарность с единой Сербией быстро уступила место прагматизму и усталости.
Церковь перестала быть авторитетом для общества. Напротив, был приведен в действие «психологический механизм эскалации ненависти низ-ших классов к классовым врагам», который привел к трансформации мента-литета крестьянства, изменению психологии солдатской массы и психологии общества в целом. В конечном итоге трансформация социальной психологии и мировоззрения привела к краху государства.
На самом деле, революция сначала совершается в умах, а затем прави-тельства свергаются. По мнению генерала Н.Н. Головина, причины револю-ции следует искать в области явлений коллективной психики людей, испы-тавших особое напряжение в связи с периодом войны. Считается, что в этом отношении период с 1914 по 1918 год можно в полной мере охарактеризовать как период сильного затемнения европейского сознания [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоус П. В. Нравственный кризис в России перед Февральской революцией 1917 г. // Вестник Сургутского университета : науч. журн. Вып. 1(1). 2013. Сургут, 2013. С. 37–41.
2. Белоус П. В. О религиозно-нравственном состоянии российского общества начала XX в. // Религиоведение : науч.-теоретич. журн. 2013. № 3. С. 12–19.
3. Большевики в борьбе за власть. 1917-1918 - М: Захаров, 2005.
4. Вильсон П., Кинг Г. Романовы. Судьба царской династии. - М: Эксмо, 2005.
5. Вильтон Р. Последние дни Романовых, пер с англ. А. Волконско-го, - М: Юпитер-Интер, 2010.
6. Головин Н. Н. Российская контрреволюция в 1917–1918 гг. М. : Айрис-пресс, 2011. Т. 1. 560 с.
7. Дэвис Н. История Европы. Транзиткнига. М., 2005. 943 с.
8. Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романо-вых на Урале. Часть 2 - Москва: Скифы, 1991.
9. Зубов А. Б. История России. XX век. 1894–1939. М. : Астрель, 2009. 1023 с.
10. Ильин И. О монархии и республике // Собр. соч. : в 10 т. Т. 4 : Русская книга. М., 1994. 624 с.
11. Катков Г. М. Февральская революция : пер. с англ. Л. А. Игорев-ского. М. : Центрполиграф, 2006. 478 с.
12. Магомедов Р. Р. Война и хлеб. История продовольственной поли-тики государства на Южном Урале в годы Первой мировой войны. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. 152 с.
13. Мраморнов А. И., Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 го-да (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб. : Лики России, 2008; URL : http://www.bogoslov.ru/text/425955.html (дата обращения 13.01.2024).
14. Мультатули П.В. Тайные силы Екатеринбургского злодеяния. 2009.: #»justify»>. Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. Кн .
15. Наземцева Е. Н. Гуманитарные проблемы Первой мировой войны в современной отечественной историографии // Великая война: сто лет / под ред. М. Ю. Мягкова, К. А. Пахалюка. М. : СПб. : Нестор-История. 2014. 324 с.
16. Панкратов В.С. С царём в Тобольске. -. Л: Сказ, 1990. 7. Сборник документов, относящихся к убийству Императора Николая II и его семьи: [Электронный ресурс]. 1999. URL: (Дата обращения: 13.01.2024).
17. Последние дни императорской власти. По неизданным докумен-там / сост. А. Блок. Петербург : Алконост, 1921. 165 с.
18. Соколов Н.А. Убийство царской семьи. - М: Советский писатель, 1990.
19. Солженицын А.И.Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Том 2 - М.: Воениздат, 1993.
20. Тойнби А. Дж. Постижение истории : пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М. : Айрис-пресс, 2010. 640 с.
21. Хрусталёв В. Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны. 1917-1918. В 2-х томах. - М: Вагриус. 2008.