Фрагмент для ознакомления
2
.2. Формы и способы формирования коммуникативной
компетенции на уроках русского языка в 8 классе
В условиях реализации ФГОС ООО активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Благодаря сформированным коммуникативным компетенциям ученики общаются друг с другом, получают навыки работы в ученических группах, постепенно начинают осваивать различные социальные роли.
В современном информационном обществе существует необходимость сформированной у субъекта способности грамотного отбора и обработки информации, её оценка и анализ. Такого рода умения школьников основной школы могут быть реализованы лишь в том случае, если обучающиеся владеют всеми видами речевой и письменной деятельности. Специалисты рассматривают три аспекта коммуникативной компетенции:
1 Коммуникативные личностные качества субъекта.
2. Владение субъектом техникой общения, предусматривающей наличие определённых коммуникативных умений и навыков.
3. Способность владения методикой и тактикой общения и умение выстраивать продуктивное общение в ситуации деятельности.
К основным элементам коммуникативной компетенции субъекта относят [4]:
-богатый лексикон;
-грамотная письменная и устная речь;
-знание этики и ее применение в жизни;
-знание и владение стратегиями общения;
-умение налаживать контакт с разными людьми и анализировать их поведение;
-способность улаживать конфликты;
-умение выслушать собеседника и проявлять к нему интерес;
-уверенность в себе.
Методисты на практике рассматривают несколько уровней сформированности коммуникативной компетенции субъекта:
1. Первый уровень – неосознанная компетенция.
2. Второй уровень – репродуктивная компетенция.
3. Третий уровень – продуктивная компетенция.
4. Четвёртый уровень (наивысший) – творческая компетенция в процессе коммуникации.
К моменту обучения в основной школе, ученик приобретает некоторую степень идейной и психической зрелости. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности школьников и особенность всех дидактических ситуаций, которые возникают на уроках [13]. При этом, именно технологии креативного обучения позволяют активизировать познавательную и коммуникативную деятельность школьников.
Коммуникативная компетенция играет важную роль в обучении русскому языку. Она охватывает не только знание грамматики и словарного запаса, но и умение говорить, слушать, чтить и писать на родном языке. Коммуникативная компетенция помогает обучающимся стать эффективными коммуникаторами и успешно применять свои языковые навыки в реальных ситуациях. Она включает в себя знание языковых структур, умение правильно использовать грамматику, лексику, а также способность адекватно реагировать на коммуникационные ситуации. Ученики должны научиться строить связные высказывания, понимать и интерпретировать сообщения на слух, вести беседы и дискуссии, писать письма и эссе и др. Кроме того, коммуникативная компетенция включает в себя умение использовать соответствующий язык в социальных и культурных контекстах, понимать нюансы и культурные особенности языка.
Для развития коммуникативной компетенции субъекта важно проводить много практических упражнений и ситуаций, которые имитируют реальные ситуации общения. Ученику следует столкнуться с реальными коммуникативными задачами, такими как заказ еды в ресторане, бронирование гостиницы ведение бизнес-переговоров и др. Важно при этом применять разнообразные методики обучения, включая ролевые игры, обсуждение актуальных тем и многое другое.
Коммуникативная компетенция является одним из главных показателей успеха обучения русскому языку. Развитие этих навыков помогает школьникам не только более уверенно общаться с окружающими, но и лучше понимать и анализировать полученную информацию, выбирать правильные интонацию и жесты, а также адаптироваться к различным ситуациям. Одним из основных аспектов коммуникативной компетенции является умение понимать контекст и адекватно использовать знание языка для достижения поставленных коммуникативных целей.
Важно, чтобы ученики приобретали навык не только формулирования своих мыслей, но и понимая и интерпретирования сообщения своего собеседника. Развитие навыков слушания играет важную роль в коммуникативной компетенции. Это включает в себя способность понимать услышанную речь в различных ситуациях: разговоры, интервью, диалоги и др. Обучающимся следует учиться различать основные идейные позиции, улавливать ключевые слова и фразы собеседника, идентифицировать основные проблемы, рассматриваемые в тексте. Важным аспектом является умение эффективно выражать свои мысли.
Это включает в себя наличие правильной грамматики субъекта, богатый словарный запас, умение использовать различные языковые структуры и выражения в соответствии с ситуацией общения. Основной целью развития устной коммуникации является создание связных, грамматически правильных высказываний, способных выразить мысли ясно и точно. Ученики должны учиться выстраивать ясные и связные тексты, использовать правильную пунктуацию и орфографию, и иметь понимание различных стилей письма.
Обучение коммуникативной компетенции в учебно-воспитательном процессе требует активного практического подхода со стороны педагога. Занятия должны быть интерактивными, включать множество заданий, дискуссионных моментов, ролевых игр и других форм активного общения. Важно, чтобы ученики максимально использовали язык как на занятиях, так и во время самостоятельной работы.
Коммуникативная компетенция является основным целевым результатом обучения русскому языку. Обладая коммуникативной компетенцией, учащиеся способны свободно и точно выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, общаться на различные темы, а также эффективно применять соответствующий язык в различных областях жизни.
Школьник должен научиться произвольно и выразительно строить контекстную речь и устанавливать причинно-следственные последовательности событий и действий. Помимо прочего, школьник должен уметь выстраивать планы с выделением существенной и дополнительной информации.
В качестве методических приёмов, применяемых для активизации познавательной и коммуникативной активности школьников, методисты рекомендуют следующее:
1. Ученикам предлагается при работе в парах, или учебных группах, задавать друг другу вопросы, рассказывать небольшие отрывки из текстов или рассказов, акцентировать внимание на действиях тех, или иных героев и персонажей.
2. Помимо работы с текстами, ученикам можно предложить поработать с иллюстрациями к произведениям, дать им возможность создавать коллажи, или диафильмы и др.
3. Школьникам можно предложить определить, из какого элемента сюжета произведения, или текста взяты какие-либо строки.
4. В игровой форме ученики должны определить главных героев, выделяя при этом, какие-либо главные признаки.
Если учителю удалось ярко и увлекательно передать ученикам что-либо, они оказываются вовлечёнными во все эти активные процессы [13]. Безусловно, все уроки бывают разные и не всегда есть возможность использовать игровые или соревновательные элементы на занятии, но стремиться к этому необходимо, поскольку школьники гораздо лучше воспринимают именно в активных формах. Педагоги для большей художественной выразительности речи, эмоциональности и точности, или для более яркого воспроизведения обстоятельств и персонажей часто употребляют сравнения, эпитеты, или метафоры.
Работа над языком начинается с воспитания у школьников чуткого и внимательного отношения к слову. Педагогу важно сформировать у школьников понимание того, что пытается донести до них педагог. Они должны понимать значение слова в контексте, определять, для чего оно употребляется, какую функцию оно выполняет и др. Понимание того, для чего используется слово в тексте, как оно характеризует предмет или персонаж, дает возможность глубже осознать идею задания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2018. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2012. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2015. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 24.01.2024).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2005. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 24.01.2024).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2016. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 24.01.2024).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2014. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 24.01.2024).