Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема профессионального становления старших школьников не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, что объясняется сложностью феномена профессионального самоопределения и вариативностью как объективных характеристик социальной ситуации жизни индивида, так и психологических особенностей субъекта этого самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком самого себя по отношению к критериям профессионализма, сформировавшимся в обществе. Процесс профессионального самоопределения охватывает всю жизнь человека и включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Выбор профессии - это только начало профессионального самоопределения. На этом все не заканчивается, потому что человек постоянно делает профессиональный выбор в течение своей трудовой жизни (в процессе обучения, повышения квалификации, смены работы или должности, в случае потери ра-боты и т.д.).
В современном обществе существует большой выбор профессий, но он осложняется особенностями семейного воспитания, глобализацией и культу-рой, что приводит к снижению ответственности молодых людей за профессиональный выбор, а отсутствие попыток найти себя вызвано убежденностью в неважности профессии, стремлением к материальному благополучию, что определяет актуальность диагностики профессиональных ориентаций и интересов старших школьников и организацию психолого-педагогического со-провождения по профориентированию.
Проблеме профессионального становления посвящено множество фундаментальных работ, таких как работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Е.М. Борисовой, С.Н. Чистяковой и др. Такие ученые, как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Л.М. Митина и др. занимались изучением вопросов профессионального выбора, профессиональных интересов, склонностей, профессионального отбора, личностных характеристик, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития). Однако большой информационный поток зачастую не только не помогает учащемуся при выборе профессии, но и нередко приводит его в со-стояние растерянности.
Цель исследования – провести диагностику профессиональных ориентаций и интересов старших школьников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: диагностика профессиональных ориентаций и интересов старших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что профессиональные ориентации и интересы в старшем школьном возрасте еще недостаточно развиты для профессионального самоопределения учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы профессиональных ориентаций и интересов старших школьников.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование профессиональных ориентаций и интересов старших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов по проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте: М.Р. Гинзбург, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, Л.Н. Божович, И.В. Дубровина, Е.Л. Солдатова и др.
Методы и методики исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, научной литературы);
- психодиагностические методы.
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональных ориентаций и интересов старших школьников
1.1. Характеристика профессиональных ориентаций и интересов
Профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, который происходит на протяжении всей жизни. То, насколько этот процесс является эффективным, зависит от степени согласованности индивидуальных возможностей, интересов человека с требования-ми профессиональной деятельности, которые напрямую зависят от ее содержания [14].
Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Это побудительный механизм познания, который заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.
Профессиональный интерес понимается как:
- ориентация личности на определенную деятельность, стимулирую-щую развитие личности и ее творческих сил;
- избирательная, эмоциональная, познавательная установка, выражаю-щаяся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению;
- избирательная активность по отношению к предлагаемой профессии;
- единственная мотивация, которая может поддержать стремление учащегося приобрести профессию и способствовать в будущем успеху в профессиональной деятельности;
- отношение человека к определенной профессии, окрашенное положи-тельным эмоциональным оттенком, заключается в выделении ее из ряда других и стремлении узнать о ней больше [5].
Профессиональный интерес – это сложный комплекс психологических свойств и состояний, включающий избирательную когнитивную, эмоциональную и волевую активность, направленную на избранную профессиональную деятельность. Профессиональный интерес взаимосвязан с познавательными и образовательными интересами, интегрирует и направляет их.
Профессиональная ориентация личности понимается как с сосредоточивание на развитии своих навыков и знаний в определенной сфере деятельности.
Профессионально ориентированная личность стремится к успеху в своей карьере, прилагая усилия для достижения лучших результатов и улучшения своих компетенций [3].
Профессиональное становление предполагает перестройку самосознания, самооценки, типа мышления и системы ценностей. Эти изменения связаны с созреванием личности, поэтому возраст рассматривается как важнейший фактор профессионального самоопределения.
Личность как сложная саморегулирующаяся система определяет процесс профессионального самоопределения. В связи с этим обязательным условием является решение вопроса о добросовестности принятия решений при выборе профессии. На человека целенаправленно воздействуют различные социальные институты: семья, школа, средства массовой информации, общественные организации, литература. Набор учреждений обеспечивает системное решение задач профессионального образования, пробуждение профессиональных интересов и склонностей, ориентиров и ценностей в работе, представлений о способах трудоустройства и преодоления трудностей.
Личность выступает как активная сторона взаимодействия. Ведущая деятельность в процессе профессионального становления выступает как форма взаимодействия субъекта с объектом его потребности, как условие психи-ческой рефлексии и детерминации развития личности.
Итогом профессионального самоопределения является профессиональная идентичность, которая отражает выраженность концептуального представления человека о своем месте в профессиональной общности и группе [7].
Профессиональная идентичность выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Продукт, в котором происходит согласование идеальных и реальных профессиональных представлений индивида о себе [7].
Становление профессиональной идентичности – сложный процесс, который не всегда осознается самим человеком. Е.А. Климов в своей работе рассказывает о том, что формирование идентичности у современного профессионала носит слабо осознанный характер. Замена человека автоматизацией предприятия замедляет процесс понимания человеком своей роли в профессиональном процессе. А без этого становится невозможным понимание своего места в профессиональной среде [11].
Д.И. Завалишина считает, что профессиональная идентичность – это характеристика субъекта, который выбирает и реализует способ профессионального взаимодействия с окружающим миром, а также способ профессионального взаимодействия с окружающим миром [9].
Так же, о сущности профессиональной идентичности в своих работах говорит Л.Б. Шнейдер. Она считает, что сущность профессиональной идентичности заключается в самостоятельном, ответственном построении своего профессионального будущего. В свою очередь это предполагает готовность на высоком уровне регуляторных и смысловых основ человека в ситуации неопределенности будущего. Человек, обладающий сформированной профессиональной идентичностью, может отождествлять себя с выбранной профессией и ощущает себя представителем профессионального сообщества [20].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арендачук И.В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»: Учебное пособие для сту-дентов педагогических и психологических специальностей. – Саратов: Изд-во Наука, 2013. – 51 с.
2. Васильева Е.А. Диагностика уровня готовности старшеклассников к выбору профессии // Флагман науки. – 2023. – №5 (5). – С. 475-479.
3. Волкова В.А Особенности профессионального самоопределения стар-шеклассников // Вестник Башкирского государственного педагогиче-ского университета им. М. Акмуллы. – 2023. – №1. – С. 104 – 106.
4. Гелаева А.А., Абдулазимова Т.Х. Особенности профессионального са-моопределения в старшем школьном возрасте. В сборнике: Взгляд со-временной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания. Материалы ХI ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции. – Грозный, 2022. – С. 80-84.
5. Гришукова О.В. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Вестник Шадринского педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 43-51.
6. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. посо-бие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. – 142 с.
7. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: кон-цепция и реальность // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
8. Жуков П.С., Исанбаева Р.Г. Профессиональное становление старше-классников в современном обществе // Мир педагогики и психологии. – 2023. – №11 (88). – С. 20-27.
9. Завалишена Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М., 2001. – С. 104-128.
10. Зырко А.А. Содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей юношей и девушек // Акмеология. – 2014. – №2(50). – С. 140 – 149.
11. Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргономика. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов, О.Г. Носко-ва, Г.Н. Солнцева. – М.: Юрайт, 2014. – 622 с.
12. Корнеева Я.А., Шульга А.С. Учет профессиональных интересов при психологическом сопровождении выбора профессии // Психологиче-ские проблемы современного общества: опыт решения и перспективы. – 2011. – №1. – С. 320.
13. Кыштымова Т.В. Профессиональное самоопределение старшеклассни-ков в процессе культурно-досуговой деятельности / Т.В. Кыштымова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гумани-тарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
14. Мутырова А.С. Профессиональное самоопределение: принципы и ак-туальность проблемы // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №5 (78). – С. 98 – 102.
15. Самыгин С.И. Психология личности и профессиональное самоопреде-ление / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, А.Т. Латышева. – М.: Кнорус, 2023. – 468с.
16. Сергеев И.С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. – 2021. – № 7. – С. 5-19.
17. Современные методы профориентации и самоопределения обучающих-ся: учебно-метод. пособие / автор-сост. О.П. Черных; под ред. О.П. Черных. – Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит», 2021. – 64 с.
18. Усова С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии // Инно-вационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 3. – С. 25-29.
19. Черных С.А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов, ро-дителей в работе по профессиональному самоопределению обучаю-щихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи / С.А. Черных, М.Г. Мищенко, Е.М. Манойленко // Методист. – 2019. – № 8. – С. 29-31.
20. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для ба-калавриата и магистратуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издатель-ство Юрайт, 2019. – 328 с.