Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы обеспечения экономической безопасности, управления рисками имеют особое значение в развитии теории и практики государственного и муниципального управления. Интеграция принципов, подходов риск-менеджмента в процессы стратегического управления и планирования, систему принятия управленческих решений территорий разных иерархических уровней основана на изучении лучшей отечественной и международной практики управления рисками на корпоративной, региональном, местном уровнях.
Пандемия коронавируса, последовавшие за ней сбои в логистике, нестабильная обстановка у границ российского государства, введение ограничений недружественными странами и последовавший за ним вывод бизнеса некоторыми компаниями выступили в роли «чёрного лебедя», добавив риска неопределённости российским организациям и предприятиям. Риски и неопределённости, являются неизбежным фактором хозяйственной деятельности предприятий.
Вопросу рисков в отечественной экономике уделяется большое внимание. Так на совещании по экономическим вопросам, Президент РФ В.В. Путин заметил: «2022 год был для нас очень сложным, и нам удалось пройти через те риски в экономике, которые возникли в значительной степени неожиданно». В данной статье раскрывается текущее положение дел в крупнейших российских государственных транспортных компаниях в сфере анализа и прогнозирования рисков. Освещается деятельность федеральной службы по надзору в сфере транспорта в контексте предупреждения и мониторинга рисков [21, с.2]
Слово «риск» впервые начинает применяться в первой половине XIX века, характеризуя некоторые страховые случаи, в обиход экономистов это слово входит только в XX веке. В настоящее время изучение процессов управления рисками имеет научное обоснование, выведено в отдельную категорию, специфическое направление - риск менеджмент.
В то время как риски доминируют в бизнес-среде, возможность их нивелирования волнует всех менеджеров.
Управление рисками обеспечивает целостную картину для оценки, устранения, контроля и мониторинга рисков. Таким образом, управление рисками приводит к позитивным результатам, поскольку оно способствует достижению целей предприятия, увеличению конкурентных преимуществ и созданию возможностей. [12, с.3] Необходимо отметить, что управление рисками включает в себя: управление опасностями, управление контролем и управление возможностями. Управление возможностями предполагает создание благоприятного климата для инноваций. Реальная оценка возможностей, возникающих в результате управления рисками, становится важным элементом процесса управления рисками. [12, с.4]
Управление рисками - это процесс, способствующий предприятиям снизить риски при достижении корпоративных целей. Эффективное управление рисками все чаще рассматривается как отличительный элемент конкуренции, помогающий бизнесу добиваться успеха даже в сложных экономических условиях.
Важным условием преодоления риска является совпадение стратегических планов организации и интересов работников или как минимум их не противоречие. Управление рисками направлено на выявление событий, потенциально способных влиять на организацию, контроль уровня риска, непосредственно связано с достижением целей организации.
К сожалению, отечественные источники не дают возможность проанализировать системы управления рисками в государственном секторе, зарубежные источники напротив, большое внимание уделяют риск менеджменту в государственном секторе.
Целью исследования является изучение особенностей механизмов распознания и реагирования на риски в системе современного государственного управления.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие частные задачи:
1. Рассмотреть систему управления рисками в государственном управление.
2. Изучить механизм управления рисками государственных программ.
3. Изучить систему реагирования и механизм управления рисками на транспортных предприятиях РФ с государственным участием.
Объектом исследования является механизм распознания и реагирования на риск в государственном управление.
Предметом исследования является система управления рисками в государственном управление.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные концепции и результаты исследований по теории риск-менеджмента.
В процессе исследования были использованы общенаучные подходы (системный подход, диалектический, абстрактно-логический методы).
ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАСПОЗНАНИЯ И РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Система управления рисками в государственном управление
Совершенствование модернизации страны протекает весьма противоречиво и объективно обусловлено необходимостью решения сложных задач политического и социально-экономического развития страны в связи со сложившейся современной геополитической обстановкой, санкционной политикой западных государств. Система государственного управления и управленческий потенциал недостаточно эффективен, чтобы минимизировать или упреждать основные риски и опасности для нормального функционирования российского социума, принимать соответствующие государственно-управленческие решения по управлению всевозможными рисками.
Анализ системы управления рисками позволяет выделить несколько ключевых этапов в ее развитии (рис. 1).
Рисунок. 1 Развитие системы управления рисками
С конца XX века формируется концепция «интегрированного управление рисками» (Integrated Risk Management), базирующаяся на объединении ключевых положений нескольких подходов в анализе и управлении рисками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" // Официальный интернетпортал правовой информации pravo.gov.ru: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105280009
2. Афанасьева О.Н. Влияние денежно-кредитной политики на экономическое развитие. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2019. 152 с.
3. Белов, П.Г. Системный анализ и программно-целевой менеджмент рисков: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 289 с.
4. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 3: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 272 с.
5. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 250 с.
6. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 211 с.
7. Валькович О.Н., Захарова Л.Н. Современные подходы к управлению кадровыми рисками // Экономика устойчивого развития. 2016. №2(26). С. 54-57.
8. Воронцовский, А.В. Оценка рисков: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 179 с.
9. Вяткин, В.Н. Риск-менеджмент: учебник / В.Н. Вяткин, В.А Гамза, Ф.В. Маевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 365 с.
10. Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти // Проблемы развития территории. 2012. №7. С.75-85.
11. Денисова А.И. Оценка внутренних рисков разработки и реализации государственных программ // Вестник ГУУ. 2022. №7. С. 90-97.
12. Духновский С.В. Кадровая безопасность организации: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 149.
13. Жихаревич, Б. С. Риски и угрозы в стратегиях российских регионов / Б. С. Жихаревич // Региональная экономика. Юг России. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 19-29.
14. Жуковский, В.И. Оценка рисков и многошаговые позиционные конфликты: учеб. пособие для вузов / В.И. Жуковский, М.Е. Салуквадзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 305 с.
15. Кадровая коррупция в системе государственного управления: социологический мониторинг. Монография / Общ. Ред. Магомедов К.О., Пономаренко Б.Т., Сулемов В.А. - М.: Изд-во «Реал Принт», 2015. С.212
16. Казакова Н.Д. Кадровые риски работы с кадровым резервом государственной гражданской службы // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: Сборник научных статей и тезисов выступлений I Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Московский технологический университет (МИРЭА), 2016 С.134-144.
17. Карпов, В. В. Методические основы и практика управления рисками регионального развития (часть 1) / В. В. Карпов, А. Г. Бреусова, А. А. Кораблева // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2020. - Т. 18, № 2. - С. 114-126.
18. Касьяненко, Т.Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе: учебник и практикум для СПО / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 381 с.
19. Костенко О.В., Казанцева А.В. Риск-менеджмент: Курс лекций для магистров по направлению 080200 «Менеджмент», программа «Финансовый менеджмент». Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2015. 224с.
20. Костенко О.В., Щенникова В.В. Риск-менеджмент в системе финансового управления инновационными проектами предприятий целлюлозно-бумажной промышленности: Монография. Киров: Вятская ГСХА, 2020. 160 с.
21. Митрофанова А.Е. Социально-экономическое содержание и структура кадровых рисков в организации // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» [Сайт]. - М.: МГОУ, 2013 - № 2. - URL: http://evestnikmgou.ru/vipuski/ 2013_2/stati/e konomi ka/mitrofa n ova .html.
22. Мониторинг реализации государственных программ Российской Федерации за I полугодие 2021 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/otchetnost_o_hode_realizacii_gos_programm_rf/monitoring_hoda_realizacii_gos_programm_rf/monitoring_realizacii_gosudarstvennyh_programm_rf_za_1_ polugodie_2021_goda.html.
23. Наумов С.Н. Резервы роста: управление внутренними рисками как инструмент повышения результативности реализации госпрограмм / С.Н. Наумов, А.А. Тебякин // Экономическая безопасность. - 2021. - Т. 4. № 2. - С. 247-260.
24. Приженников Н.О., Кривцова М.К., Подзорова М.А. Сущность государственных программ в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №2 (42). С. 41-53.
25. Рычихина Н.С. Управление развитием социально-экономических систем на основе реструктуризации // В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность. сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной Году пожарной охраны. - 2016. - С. 700-703.
26. Скобелева, И. П. Интегрированный риск-менеджмент: инновационные модели реализации / И. П. Скобелева, Н. В. Легостаева, Н. Е. Калашник // Креативная экономика. - 2016. - № 2. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/integrirovannyy-risk-menedzhment- innovatsionnye-modeli-realizatsii
27. Телушкина, Е. Н. Учет рисков в стратегиях социальноэкономического развития регионов / Е. Н. Телушкина // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 677-682.
28. Чумаков М.В. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России / М.В. Чумаков, А.А. Елизарова, А.Б. Берендеева // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2021. - № 2 (66).
29. Чумаков М.В., Елизарова А.А., Берендеева А.Б. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №2 (66). С. 65-75.
30. Шишкина, Е. А. Стратегии российских регионов в условиях пандемии COVID-19: вопросы теории и практики / Е. А. Шишкина // Межтерриториальное неравенство: проблема или драйвер развития: Материалы VI Международного симпозиума по региональной экономике, Екатеринбург, 23-25 июня 2021 года. - Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2021. - С. 420-426.
31. Яковлева, С. И. Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов / С. И. Яковлева // Псковский регионологический журнал. - № 3 (31). - С. 3-18.