Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения творческих способностей детей всегда интересовала ученых педагогов и психологов. Развитие детского музыкально-художественного творчества в театрально игровой деятельности детей играет большую роль как в рамках урочной деятельности, так и в рамках внеурочной деятельности, если речь идёт о школьниках. Детей дошкольного возраста также можно развивать в рамках театрализованной игровой деятельности.
Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам. Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации. Проблема изучения творческих способностей детей всегда интересовала ученых педагогов и психологов.
К примеру, при использовании продуктивных приёмов и методов интеграции музыки и содержательной части урока, учитель имеет возможность на каждом этапе интегрированного урока активизировать мыслительную деятельность детей и формировать у них все необходимые образовательные результаты.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей.
Предмет исследования: детское музыкально-художественное творчество детей в театрально-игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
1.Театрализованная деятельность дошкольников является средством развития музыкально-художественного творчества.
2. Развитие музыкально-художественного творчества дошкольников будет проходить эффективнее, при условии использования творческих заданий и упражнений в музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ понятия музыкально-художественное творчество детей.
2. Рассмотреть процесс развития музыкально-художественного творчества детей посредством театрально-игровой деятельности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию музыкально-художественного творчества детей посредством театрально-игровой деятельности.
4. Провести анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, эксперимент, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ понятия музыкально-художественное творчество детей
Понятие творческие способности – это, одно из самых сложных и интересных понятий в психологической и педагогической литературе. Понятие творческие способности изучалось и описывалось рядом авторов. Это Б. Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Способности вообще, представляют собой индивидуально-психологические
особенности личности, которые отвечают требованиям той, или иной деятельности, являясь условием ее успешного выполнения. Развитие музыкально-художественного творчества способствует развитию личности ребёнка вообще. У детей развиваются многие способности, если они занимаются театрализацией и драматизацией. При этом ребёнок учится анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать.
Музыкально-художественное творчество детей является одним из способов всестороннего развития ребёнка. Под музыкально-художественным творчеством детей понимают восприятие, создание, исполнение музыкальных произведений [3].
Музыкально-художественная деятельность - это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность - это одно из загадочных проявлений человеческой активности. Естественными выглядят явления слушания человеком музыки, рассматривания картины, чтение поэтом сочиненных стихов и др. Загадки художественной деятельности, или процесса взаимодействия человека с произведением искусства, объяснимы самой природой искусства. Процессы, совершаемые человеком, будь то создание произведения искусства или его восприятие - это сложные, индивидуально окрашенные и трудно познаваемые процессы.
Б.М Теплов особое внимание уделял индивидуально-психологическим предпосылкам успешного развития тех или иных, функций и умений субъекта.
Среди исследователей продолжается активная работа по активизации познавательной и интеллектуальной деятельности, к примеру, старших дошкольников. Одним из таких средств можно назвать интеграцию образовательных областей, таких как музыка и английский язык. Игровая деятельность дошкольника непосредственно связана с изменением его деятельности и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование его коммуникативных умений и навыков [6]. Музыкально-художественное творчество можно обеспечивать различными способами, как в рамках игровой деятельности, так и в рамках непосредственно – образовательной деятельности (НОД) детей.
Иностранный язык является одной из наиболее сложных областей освоения. Преодолеть все эти трудности детям может помочь музыка и музыкальные игровые моменты. Музыкальные игры в состоянии обеспечить коммуникативную функцию на музыкальном, или театрализованном занятии.
Музыкальные фрагменты на занятии, или во время игры позволяют детям ощущать себя комфортно. Очевидно, что иноязычная речь будет восприниматься детьми легче, если тексты будут положены на мелодию. Практически все дети любят петь, играть и слушать пение и музыку.
Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина. - Спб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
2. Генрих Альтшуллер. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / под ред. Н. Величенко. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 402 с.
3.. Зденек, М. Учебник по творческому мышлению [Текст] / М. Зденек. – Спб.: Попурри, 2011. – 352 с.
4. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
5. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
6. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев //[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 16.01.2024).
7. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2003. 147 с.
8. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. – 284 с.
9. Моделируем творческую деятельность детей. Методические рекомендации [Текст] / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
10. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 16.01.2024).
11. Панфилова, А.В. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] / А.В. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
12. Попова, Н.С. Опыт Садко или как развить творческие способности ребенка [Текст] / Н.С. Попова, И.А. Тукаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 256 с.
13. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 240 с.
14. Шевченко Е.Г. Интегрированные уроки музыки и английского языка как средство интеллектуального и творческого развития дошкольников http://w.w.w.school2100.com/upload/iblock/9d5/9d5db0f8d4cd3b5f230475e6ac49b385.pdf (дата обращения: 16.01.2024).
15. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.