Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В последнее время в нашей стране наблюдается рост числа детей с нарушениями речи. Наиболее распространенными дефектами речи у дошкольников являются различные виды нарушений речевого произношения.
Овладение правильным воспроизведением звука считается одним из главных условий подготовки к успешному обучению в школе.
Наиболее распространенными дефектами речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения. Исследования последних лет показывают, что возрастные особенности звукопроизношения, являющиеся нормой его развития, присутствуют лишь в 22,4% всех случаев, а все остальное приходится на его патологические формы, не имеющие всех шансов на излечение. проходят с возрастом. И именно по этой причине более 52% детей с дефектами звука сейчас поступают в первые классы школ.
Поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования звукопроизношения у старших дошкольников.
Многие российские учёные в области теории и практики логопедии занимаются изучением нарушений звукопроизношения и вопросами его коррекции. Таким образом, процесс овладения звуковым строем языка, формирования звукопроизношения изучен и достаточно полно описан в работах А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Д.Б. Эльконин, Е.И. Радина и др.
Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков, подробно изучена и освещена А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, ЧП Левина, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Наиболее разработанными в логопедической литературе являются вопросы диагностики и коррекции звукообразующей стороны речи. В частности, методы и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в работах М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Е.Ф. Архипова, О.Е. Грибова, О.Б. Иншакова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.А. Волкова, А.Г. Ипполитова, Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский, Т.А. Фотекова и др.
Различные аспекты нарушения звукопроизношения при дислалии подробно исследовались Л.С. Волковой, Т.В. Волосовец, Б.М. Гриншпун, Р.Е.Левиной, С.С. Ляпидевским, Р.И. Мартыновой, Н.В. Нищевой, Л.В.Парамоновой, О.В. Правдиной, Е.Ф. Рау, В.И. Селиверстовым, А.М.Смирновой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Г.В.Чиркиной и др.
Особенности этиологии и классификации дислалии изучались такими исследователями, как Е.Ф. Боришпольский, С.С. Ляпидевский, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Л.В. Парамонова, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, А.М. Смирнова, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.
Проблема исследования: каковы особенности звукопроизношения у
детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Цель исследования: изучение особенностей использования приемов постановки звуков у старших дошкольников с дислалией.
Объект исследования: звуковая сторона речи старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет исследования: процесс постановки звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему звуковой стороны речи в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности развития звуковой стороны речи у старших дошкольников дислалией;
3. Изучить возможности работы учителя-логопеда по постановке звуков у старших дошкольников с дислалией;
4. Разработать систему приемов постановки звуков у старших дошкольников с дислалией;
Теоретическая база исследования. Проблеме изучение дислалии посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Исследования проводились в ходе естественного педагогического эксперимента на базе ……... В эксперименте принимало участие 10 человек старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования. Работа обусловлена отсутствием подобных исследований в профессиональном педагогическом сообществе, возможностью использования данного исследования в качестве методических рекомендаций по организации коррекционной работы с детьми.
Практическая значимость исследования. Обусловлена наличию хорошо разработанной эмпирической части, описывающей опыт экспериментального исследования постановки звуков у детей с дислалией.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы постановки звуков у старших дошкольников с дислалией в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема звуковой стороны речи в психолого-педагогической литературе
Звуковая сторона речи – это форма ее материального существования. Материалистическая теория языка и мышления показывает, что звуковой язык стал важнейшим средством человеческого общения именно благодаря своей звуковой материи.
Звуковая сторона языка представляет собой единое целое, сложное явление, аспектами исследования которого традиционно являются физический, физиологический, лингвистический.
Важность работы по совершенствованию звуковой стороны речи трудно переоценить. Высокое качество речи имеет социальное значение, так как обеспечивает оперативность, легкость и скорость общения, способствует лучшей передаче и адекватному восприятию собеседниками своих мыслей и чувств. Не менее значимой является эстетическая ценность звуковой стороны разговорной речи, которая является весьма значимым показателем общей языковой культуры человека. Наконец, звуковость устной речи действительно имеет педагогическое значение, играет существенную роль в усвоении младшими школьниками содержания значительной части преподаваемых предметов, поскольку учебный процесс в дошкольном образовании протекает в режиме устной и устной речи. речевая деятельность [1-3, 9].
Работа над акустической стороной речи учащихся направлена на развитие речевой культуры как совокупности устно-языковых умений, необходимых для произнесения языка в соответствии с литературной нормой и ситуацией общения.
Выявлены закономерности обучения языку и принципы изучения языка: «...Закономерности обучения языку являются констатацией объективно существующей зависимости между результатами языкового развития учащегося и совершенствованием его языковой системы.
Принципами методики являются правила (требования) к тому, как должен действовать педагог, чтобы обеспечить развитие и координацию того или иного органа речевой системы. » [8, 32]
Л.П. Федоренко называет первую, основную закономерность передачи языка: язык усваивается тогда, когда приобретается способность управлять мышцами речево-двигательного аппарата. Эффективность совершенствования органов речи зависит от речевой среды, в которой растет ребенок, от потенциала развития речевой среды, от степени внимания взрослых к произношению детьми звуков.
Таким образом, та часть речеворческой системы, которая производит речевые движения, целиком материальна, работает по закономерностям, основанным на инстинкте подражания, подражания, «приспособления». Из первого закономерности овладения языком (язык усваивается при приобретении способности управлять мышцами речево-двигательного аппарата) возникает принцип внимания к делу языка. Это правило (требование) обязывает учителя уделять пристальное внимание развитию речевого двигательного аппарата обучающегося, обращать внимание на правильность тона, произношения слов, интонации отдельного предложения и текста [8, 34].
Следуя принципу внимания к языковому делу, преподаватель подбирает приемы устной речи на основе моделирования. Это прежде всего предположение, что звуковые образы используются для создания модельной речевой среды. Важнейшим средством создания развивающего потенциала речевой среды является речевая культура самого учителя, повышающая ответственность учителя за свой язык и реализующая «принцип ориентации на идеал», заложенный в примерной основной образовательной программе образовательное учреждение [5, 19].
Идеал русского языка как идея хорошей речи, исторически сложившаяся в национальной русской культуре, интуитивно вырабатывается учащимися на основе восприятия звучания своей речи. Идеал речевой культуры – это гармоничное сочетание отдельных ее сторон (компонентов) в целостном звучании языка, подходящем в рамках конкретной речевой ситуации: диктующих ясность, ортопедическую правильность, интонационную выразительность.
С учетом названных компонентов речевой культуры традиционно выстраивается система повышения речевой культуры студентов и определяются ее задачи:
1) совершенствование техники речи (формирование речевого дыхания, улучшение голосообразования, обеспечение слаженной работы артикуляционного аппарата);
2) усвоение ортопедических норм;
3) формирование и развитие интонационных навыков.
Теоретический анализ исследования показывает, что при несвоевременной коррекции звукопроизношения разрушается процесс общения с окружающей средой, что влияет на дальнейшее формирование личности дошкольников. Последующее нарушение звукопроизношения детей в системе «ребенок-подросток-взрослый» приведет к развитию единой композиционной системы, мешающей обучению. Если у младших дошкольников недоразвитие речи еще соответствует возрастным особенностям, то у дошкольников до 5 лет из-за дефектов речи трудно установить контакт со сверстниками и взрослыми в окружающей среде. Дети замечают речевые ошибки и начинают волноваться.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.
2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации [Текст] / А.А. Баранов // Педиатрия. – 2012. – № 3. – С. 9–14
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия / пер. с нем. М.,1999. 2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2002.
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид (сост.) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – №1 (51). – С. 65–73.
5. Бельтюков В.И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/257035/
6. Забаровская Ю.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ / Ю.А. Забаровская // Академия педагогических знаний. – 2017. – Вып. №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://intel-academy.ru/sborniki/Академия-Педагогического-Знания.-Сборник-1.pdf
7. Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования [Текст] / Н.Н. Заваденко // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21–28.
8. Кабанова Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. – М., 2008. – 104 с.
9. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. – 2015. – № 11. – С. 145–148.
10. Кальянов, И.В. Классификация и диагностика речевых нарушений [Текст] / И.В. Кальянов. – М.: МГПУ, 2012. – 162 с.
11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – С. 12–22.
12. Кондратов А.М. Звуки и знаки / А.М. Кондратов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fanread.ru/book/5220114/
13. Кузнецов И.И. Иппликатор / И.И. Кузнецов. – М., 1983
14. Лежнина М.Ю. Применение тактильно-кинестетической стимуляции при автоматизации звуков у детей с дизартрией / М.Ю. Лежина // Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. – 2014. -№ 1. – С. 50-55.
15. Лобанова Г.В. Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО / Г.В. Лобанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 257–259 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6729/
16. Логопедия // под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2013.
17. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2015. – 192 с.
18. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: диссертация ... канд. пед. наук / Л.В. Лопатина, СПб., 2005. – 223 с.
19. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/104035/
20. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Е.Ю. Медведева, А.Н. Образумова. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-7. С. 87-89
21. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – М., 2002. 637 с.
22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец. М., 2002.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2012. – 200 с.
24. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001/2–0001–83.shtml
25. Селезнева П.Н. Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии / П. Н. Селезнева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 28-30.
26. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.
27. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: ДетствоПресс, 2010. – 104 с.
28. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей с поражениями центральной нервной системы: методические рекомендации /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с.
29. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2008. – 248 с.
30. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во института психотерапии, 2011. 240 с.
31. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. М.; 2000. 80 с.
32. Филичёва Т.Б. Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 2001.
33. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.
34. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0460
35. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 2015.
36. Шпак А.В. Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией / А.В. Шпак // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 64–67 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12411/