Фрагмент для ознакомления
2
Речь формируется в процессе онтогенеза одновременно с физическим и психическим развитием ребенка. Это напрямую влияет на гармонию развития ребенка. Правильная речь ребенка – очень важное условие его успешного обучения. Поэтому у ребенка должна быть хорошо развита способность правильно подбирать слова в речи, грамматике, он должен иметь отчетливое звукопроизношение и владеть навыком правильного звуко - слогового наполнения.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом постоянно растет. И таким детям необходима квалифицированная помощь в преодолении дефектов речи. Эту задачу берет на себя логопед. Данная работа направлена на теоретическое раскрытие проблемы формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН).
ФФН речи – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми нарушениями, обусловленное дефектами восприятия и произношения фонем [2, с.61].
Большинство авторов, которые занимаются рассмотрением данного нарушения, внесли свой вклад в изучении таких сложных расстройств речи: М.Е. Хватцев, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Э.К.Макарова, Р.Е. Левина, И.И. Панченко, К.А.Семенова, М.Б. Эйдинова, Э.Я. Сизова. Также область изучения данного исследования рассматривались такими учеными, как: Архипова Е.Ф., Мастюкова Е.Н., Смуглин М.Я. и Р.И. Мартынова.
Проблема исследования: каковы особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: звукопроизношение.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеются особенности звукопроизношения, обусловленные структурой речевого дефекта.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально подтвердить особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста;
3. Экспериментально подтвердить особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по организации развития звукопроизношения посредством артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач исследования. Использовались как теоретические методы исследования, так и эмпирические методы исследования:
● теоретического исследования: анализ психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической, клинической и методической отечественной и зарубежной литературы;
● эмпирического исследования: беседы с логопедами, воспитателями, родителями; наблюдения за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; количественный и качественный анализ полученных результатов и психолого – педагогический эксперимент.
База исследования:
Исследования проводились в ходе естественного педагогического эксперимента на базе старшей группы. В эксперименте принимало участие 10 человек старшего дошкольного возраста.
Организация исследования: исследование осуществлялось два этапа:
Первый этап включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
Второй этап был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анализу полученных данных экспериментального исследования.
Структура исследования: наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы устранения недостатков шипящих звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема произносительной стороны речи в онтогенезе
Звук речи – минимальная, неделимая единица речи. Звуки как материальные знаки языка выполняют две основные функции: доведение речи до восприятия с помощью слухового анализатора и выделение таких значимых единиц речи, как морфемы, слова, предложения. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием лучшей координации органов двигательного (артикуляционного) аппарата у детей.
Звукопроизношение – процесс образования звуков речи, осуществляемый за счет строго слаженной работы трех отделов периферического речевого аппарата – дыхательного, речевого и артикуляционного – при тесной взаимосвязи со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата) [4].
Правильное произношение – это не только чистое, правильное произношение ребенком каждого звука речи, но и закон соединения этих звуков в слогах и словах.
Процесс формирования речевой деятельности (и, соответственно, усвоения системы родного языка) в онтогенезе делится на ряд последовательных периодов или этапов. А. А. Леонтьев выделяет 4 периода в онтогенезе речи:
• 1-й – подготовительный (от рождения до года);
• 2-й – дошкольный (от года до 3 лет);
• 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
• 4-й – школьный (от 7 до 17 лет) [20].
Рассмотрим формирование произносительной стороны речи в онтогенезе.
Когда рождается ребенок, первым признаком его жизни является крик. Это является основой дальнейшего развития фонетического произношения и, конечно, рефлекторной реакции на воздействие сильных раздражителей, которые обычно имеют отрицательный характер. Даже если ребенок родился и не плачет, врач должен искусственно заставить его плакать. Плач – первая голосовая реакция ребенка. И этот плач активизирует движение, звук и работу дыхательной части речевого аппарата ребенка. Первые месяцы жизни новорожденного — периоды интенсивного развития слухового, зрительного, моторно-кинестетического анализаторов. Голосовые органы ребенка готовы к работе с самого рождения, но прежде чем он сможет произнести первые звуки, ему необходимо пройти длительный подготовительный (предречевой) период.
Время появления речи связано с речевой деятельностью. В это время у ребенка важно развивать координацию слуховых и фонетических образов, интонационный строй родного языка, что способствует возникновению предпосылок для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самые простые слова. Фонематическая сторона речи, гармоничное развитие сферы движения имеет большое значение для развития периферического речевого аппарата. Восприятие звука речи и его воспроизведение — два взаимосвязанных и регулируемых процесса. Звуковые единицы рассматриваются с трех основных точек зрения: восприятие, акустика и четкость. Чтобы овладеть правильным произношением звуков речи, ребенок должен правильно и ясно воспринимать их слухом и иметь достаточно подготовленный произносящий аппарат [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева И. Б., Валевич А. С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 13-17
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77 с
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
4. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] : К. П. Беккер, М. А. Совак – М. : Просвещение, 2015. – 156 с.
5. Богаткова А. К., Медведева Е. Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37-40.
6. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] : -2-е изд.- М.: Академия, 2017.
7. Борозинец, Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия; учеб.пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. – Ставрополь : СКФУ, 2016. – 203 с.
8. Винарская Е.Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие [Текст] : М.:АСТ:Астрель,Транзиткнига,2016.
9. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2003. – 198 с.
11. Григорьева О.Ф., Никифорова Л.В., Черкашина А.В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.03.2024).
12. Елисейкина Е. А., Немойкина Е. А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 14-15 марта 2019 г.) Саранск: МГПИ, 2019. С. 27-31.
13. Жукова Н. С. Логопедия [Текст] : - М.: Академия, 2016.
14. Зябкина, Е.А. Формирование звукопроизношения в онтогенезе / Е.А. Зябкина. - Текст : электронный // Актуальные вопросы в науке и практике. - Самара, 2018. - Ч. 3. - С. 86-89. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35569148
15. Калягин В.А. Логопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова.-М.: Академия,2016.
16. Козырева, О. А. Логопедические технологии: [формирование речевого дыхания, коррекция голоса, развитие речи] / О. А. Козырева. – Ростов-наДону: Феникс, 2017. – 192 с
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973
18. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст] / Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.
19. Левченко И.Ю.., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания с нарушениями опорно – двигательного аппарата [Текст] : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений,47с.
20. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 21-28.
21. Логопедия. Теория и практика [Текст] / [под ред.д.п.н.профессора Т.Б.Филичевой].-Изд. 2-е, испр.и доп.-Москва : Эксмо, 2020.- 608с.
22. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2017.
23. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» [Текст] : 2-е издание, Москва «Просвещение» 2016, 120с.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. – Москва: Академия, 2000. – 199 с
25. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002 – 448 .
26. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. — С. 149—150. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
27. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О.В. Правдина. -Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с. - Текст : непосредственный.
28. Приварина, Ж. А. Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами форм малого фольклора / Ж. А. Приварина // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29–30 октября 2020 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. – С. 313-320. – EDN JUHFDB.
29. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов,студентов и родителей [Текст] / В.И.Руденко.-3-е изд.-Ростов н/Д:Феникс ,2018.
30. Солдатов Д. В., Роденкова Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 225-229.
31. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187-190.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи [Текст] / Е.И. Тихеева – СПб.: Речь, 2018.
33. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте [Текст] : Пособие для воспитателей, логопедов и 60 родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2017 - 48с. (Практическая логопедия)
34. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст] / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017.
35. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 240 с.
36. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] : - М.: Издательство института психотерапии, 2017.
37. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чипркина Г.В. Основы логопедии [Текст] : М.: «Просвещение», 2015.
38. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. – М. : Просвещение, 1989. – 344 с.
39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : М.: «Просвещение», 2017.
40. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – РнаД. : Феникс, 2010. – 231 с.
41. Польшина М.А, Суслова Н.М. Актуальные проблемы современной логопедии [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. № 08. С. 106.URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm/ (дата обращения: 17.01.2024)