Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и их знакомство с культурными традициями своей нации становятся все более актуальными. Дети являются будущими членами общества, и важно, чтобы они осознавали, сохраняли и развивали культурное наследие своей страны.
Патриотическое воспитание имеет особое значение в раннем детстве, и это становится очевидным не только из законодательных документов, принятых на государственном уровне, например, в России, где оно определено в государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", но и из практики педагогов и родителей. Они должны понимать, что патриотические чувства и политические взгляды - это разные вещи, и само чувство принадлежности каждого гражданина, а также его ответственность за других обусловливают важность патриотизма как ключевой характеристики современного человека.
У каждого человека связаны самые дорогие вещи в его жизни с термином "родина": город, в котором он родился, природа, семья. Любовь к своей семье и городу становится отправной точкой для любви к своей стране. Введение детей в понятие родины рекомендуется производить через такие темы, как история страны, символика и труд взрослых.
Для этой цели можно использовать беседы, чтение литературы, практические уроки, игры и составление историй.
Актуальность данного вопроса определена тем, что в современном мире дети знают очень мало о своем родном городе и своей стране. Общество уделяет большое значение развитию материальных и духовных ценностей.
Патриотизм является одним из важнейших качеств, включающим в себя историю, культуру, экономику и политику каждого народа и страны. Воспитание детей в патриотическом духе является очень важным аспектом социализации и подтверждается законодательными актами, принятыми на государственном уровне в России. Дошкольное образование прививает детям нормы общества, семейные традиции и формирует представление о малой родине и государстве.
В психолого-педагогической литературе проблема формирования представлений о родной стране отражена достаточно полно. Ею занимались представители русской и советской педагогики, такие как: Т.Н. Антонова, Е.П. Арнаутова, Т.Т. Зубова, О.А. Князева, Л.А. Кондрыкинская, Е.В. Макарава, Е.И. Радина, А.П. Усова и другие.[2,3,13,14]
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт автора данного исследования позволил определить противоречия: – между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для их формирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать представления детей 6-7 лет о родной стране.
Объект исследования – процесс исследования представлений у детей 6-7 лет представлений о родной стране.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия исследования представлений детей 6-7 лет о родной стране.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты формирования представлений о родной стране у детей дошкольного возраста
2) Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
3) Изучить условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране
4) Подобрать методы исследования представлений о родной стране у детей дошкольного возраста
5) Проанализировать полученные результаты
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: – теоретические методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы; – эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий.
База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №123№
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ О РОДНОЙ СТРАНЕ
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о родной стране у детей дошкольного возраста
Формирование представлений о родной стране у детей дошкольного возраста является одной из важных задач социализации и патриотического воспитания. Дети в этом возрасте только начинают осваивать мир и формировать свою идентичность, поэтому важно создать положительные представления о родной стране.
Важной задачей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у них представлений о родной стране. Это делается через развитие чувства любви к своей родине, что является основой патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание - это индивидуализированный процесс, который направлен на формирование у ребенка чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу и своей земле, которые рассматриваются как родная, естественная и привычная среда обитания человека.
В старшем дошкольном возрасте дети могут уже понимать и осознавать такие понятия, как "родина", "Россия" и "патриотизм". Родина - это отечество, страна, в которой ребенок родился и является ее гражданином.
Патриотизм - это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить и принести пользу, являющаяся одним из самых сильных чувств человека. В современных условиях патриотизм также подразумевает преданность своей стране и сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в Россию.
Развитие патриотизма основывается на представлениях о родной стране и любви к ней, которые составляются на основе привязанности и ощущения защищенности. Представления - это наглядные образы объекта или явления, которые возникают на основе прошлого опыта через его воспроизведение в памяти или воображении. Представления о родной стране у детей старшего дошкольного возраста - это конкретные образы родной страны, ее особенностей и достопримечательностей, которые они уже восприняли и которые играют важную роль в их развитии.
Представления о малой родине у детей старшего дошкольного возраста могут быть следующими, согласно исследованиям Ю.Е. Антонова, Л.В. Левиной, О.В. Розовой и И.А. Щербакова:[2]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОО [Текст]: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – М. : Учитель, 2012. – 220 с.
2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст]: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2012. – 170с.
3. Арнаутова,, Е.П. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне / Е.П. Арнаутова, // ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. – 2020. – № 8. – С. 20-28.
4. Валеева, И.А. Представления детей о нации и патриотизме (на примере детей 6-7 лет) / И.А. Валеева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - № 38-39. - С. 99-109.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы». – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
6. . Голованова, А.И. Формирование представлений детей 6-7 лет о родной стране / А.И. Голованова // Современные проблемы психологии. - 2018. - № 3. - С. 199-211.
7. Данилова, О.А. Особенности формирования представлений детей 6-7 лет о родной стране / О.А. Данилова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2020. - № 1. - С. 34-45.
8. Дроздова, О.Н. Представления детей 6-7 лет о родной стране и патриотическом воспитании / О.Н. Дроздова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия 16: Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 75-86.
9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 2014. – С.672
10. Захарова, А.В. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет в условиях современной школы / А.В. Захарова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 1. - С. 22-28.
11. Ильичева, Л.А. Влияние родительского отношения к родной стране на формирование представлений детей 6-7 лет / Л.А. Ильичева // Психологическая наука и образование: анализ трендов. - 2019. - № 2. - С. 88-97.
12. Кучерявая, Н.И. Формирование представлений детей 6-7 лет о родине / Н.И. Кучерявая // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 4. - С. 89-97.
13. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/ О.А. Князева. -Спб.: Детство-пресс, 2004. -304 с.
14. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду: методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 160 с
15. Лебедева, Р.Ф. Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет: теория и практика / Р.Ф. Лебедева // Психологическое консультирование: проблемы и поиски. - 2017. - № 1. - С. 57-64.
16. Макарова, Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: от теории к практике [Текст]/ Е.В. Макарова // Наука и образование: новое время. -2016. -№ 2.-С. 687-692
17. Мельникова, А.В. Формирование гражданской идентичности у детей 6-7 лет / А.В. Мельникова // Педагогика и администрирование. - 2018. - № 1. - С. 89-98.
18. Никандрова, И.В. Осознание национальной принадлежности детьми 6-7 лет / И.В. Никандрова, О.В. Белаш // Человек и его коммуникация. - 2019. - № 3. - С. 45-54.
19. От рождения до школы. Программа дошкольного образования (ФГОС ДО)/ Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
20. Пантелеева, Н.Г. знакомим детей с малой родиной / Н.Г. Пантелеева. – Москва : сфера, 2020. – 128 с.
21. Петраш, А.Л. Особенности формирования представлений детей 6-7 лет о своей стране / А.Л. Петраш // Педагогичний процес: теорія і практика. - 2020. - № 2. - С. 98-107.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения 14/01/2024). http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html
23. Сергеев, К.С. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет в семейной среде / К.С. Сергеев // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - № 1. - С. 222-232.
24. Толкачева, Л.Д. Представления детей 6-7 лет о России и национальной идентичности / Л.Д. Толкачева // Вестник Камчатского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 33-41
25. Уланова, С.В. Ценностные ориентации детей 6-7 лет и их отношение к родине / С.В. Уланова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология". - 2019. - № 4. - С. 111-119
26. Хайруллин, И.И. Формирование представлений детей 6-7 лет о своей стране в процессе социализации / И.И. Хайруллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия 12: Право. - 2016. - № 3. - С. 188-196.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384) [Электронный ресурс] // URL http://www.firo.ru/?page_id=11678 (Дата обращения: 14.01.24).