Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1.1. Основные аспекты социальной адаптации беженцев и вынужденных мигрантов
Одной из характерных черт современного общества является значительное возрастание уровня "открытости" в социальных и территориальных структурах, что создает благоприятные условия для изменения места жительства. В настоящее время в Российской Федерации ситуация с миграцией не является наилучшей. Сокращается положительная социально-экономическая миграция внутри страны, которая необходима для развития экономики.
Тем не менее, иммиграция в Россию, в том числе из стран с сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, имеет присутствие в значительном масштабе. «Стабильность любого общества, включая российское, зависит от того, каким образом мигранты интегрируются в социальные связи и отношения». Хотя концентрация беженцев и вынужденных переселенцев различается в разных регионах России, проблема их социальной адаптации актуальна как для всех регионов, так и для всего российского общества.
Миграция - это перемещение населения с целью изменения места жительства. Также она рассматривается как территориальная мобильность. Миграция может иметь разные причины (добровольные или вынужденные), типы (внешние или внутренние) и виды (возвратные или безвозвратные).
Человек, совершающий переезд или изменяющий местожительство внутри своей страны или переезжающий из одной страны в другую, называется мигрантом. В зависимости от типа миграции и причин, вызвавших ее, такие субъекты миграции могут быть названы "вынужденными переселенцами", "перемещенными лицами", "беженцами" и т.д. По своему происхождению термины "мигранты", "беженцы" и "перемещенные лица" имеют сходное значение и обозначают людей, меняющих (временно или постоянно) место жительства. Однако в международном праве и в юридических системах различных государств, понимание этих и других определений может отличаться [14].
Например, в Российской Федерации согласно законодательству "беженец - это лицо, которое не имеет гражданства Российской Федерации и находится вне своей страны гражданства по обоснованным опасениям быть преследуемым из-за расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может пользоваться защитой своей страны или не желает получать такую защиту из-за указанных опасений; или же это лицо, не имеющее гражданства и оставшееся за пределами своей прежней страны обычного проживания из-за таких событий и не желающее вернуться в нее из-за указанных опасений".
Вынужденный переселенец - это "гражданин Российской Федерации, покинувший свое место жительства из-за насилия или преследования в различных формах или из-за реальной опасности быть преследуемым из-за расы или национальности, вероисповедания, языка, а также из-за принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, которые стали причиной враждебных кампаний против точного лица или группы лиц, или массовых нарушений общественного порядка"2.
Таким образом, понятия "беженец" и "вынужденный переселенец" в соответствии с законодательством Российской Федерации различаются прежде всего по государственной принадлежности субъекта миграции, а также в зависимости от причин, приведших к изменению места жительства.
Наиболее активное увеличение числа беженцев произошло в начале 90-х годов, в период развала СССР. После распада Советского Союза люди, ранее жившие на его территории, оказались гражданами других государств. В ряде из этих государств русскоязычные граждане стали сталкиваться с ущемлением своих прав, включая запрет на использование русского языка. Подобная дискриминация имела место в странах Балтии, а также наблюдается в настоящее время на Украине.
Такая ситуация потребовала решения сложных вопросов, связанных с гражданством и защитой прав граждан. В результате была пересмотрена миграционная политика. В феврале 1993 года были приняты Федеральные Законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Кроме того, всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конференция ООН о статусе беженца (1971) и Закон "О гражданстве Российской Федерации" также гарантируют права беженцев.
Миграционная политика представляет собой систему, основанную на принципах конституционного строя, с целью развития общественных отношений в сфере миграции. Она включает в себя нормы миграционного законодательства и механизмы управления, реализуемые государством и другими участниками миграционного процесса. Главная задача миграционной политики - регулирование миграционных потоков и обеспечение прав и благополучия мигрантов, а также гарантирование гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. О беженцах [Электронный ресурс] : федер. закон от 19 февраля 1993 г.
№ 4528-I, с изменениями и дополнениями от 2 июля 2013 г. // Справочная
правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд.«Законодательство».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по
вопросу совершенствования государственного регулирования в сфере миграции [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2011 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
3. О вынужденных переселенцах [Электронный ресурс] : федер. закон от
19 февраля 1993 № 4530-I, с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «ВерсиятПроф.» Разд. «Законодательство».
4. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в
РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, с
изменениями и дополнениями от 3 декабря 2011 г. // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд.
«Законодательство».
5. О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 692 [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1516 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
6. О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от от 22 июля 2014 г. № 690 // Справочная
правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд.
«Законодательство».
7. Об оказании содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда ипровоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2014 г. № 936 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
8. Об отдельных мерах по организации пребывания на территории РФ граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2014 г.
№ 926 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк.
«Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
9. Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации
граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22 июля 2014 г. № 691 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
10. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Утверждена Президентом РФ 13 июня 2012 г.
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия
Проф.» Разд. «Законодательство».
11. Алиева, С.В. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов и их семей [Текст] / С.В. Алиева // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 65-80.
12. Бедрик, А.В. Этнические риски адаптации мигрантов в современном обществе [Текст] / А.В. Бедрик // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 143-148.
13. Варганова, О.Ф. Взаимная адаптация мигрантов и местного населения как объект социального управления [Текст] / О.Ф. Варганова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 6 (74). - С. 188-191.
14. Волох, В.А. Практика работы институтов гражданского общества в
сфере миграции населения [Текст] / В.А. Волох // Социодинамика. - 2013. с105-136.
15. Гриценко, Г.Д. Социокультурная интеграция вынужденных переселенцов в новое общество: структурный аспект [Текст] / Г.Д. Гриценко, Т.Ф. Маслова // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 4. - С. 116-128.
16. Демографическое развитие России в XXI веке [Текст] / под ред. акад.
Г.В. Осипова и проф. Л.Л. Рыбаковского. - М.: Экон-Информ, 2019. - 340 с.
17. Жуина, Д.В. Социально-психологическое сопровождение адаптации
мигрантов: из опыта работы Акмеологического центра [Текст] / Д.В. Жуина //
Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире
Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. - М., 2014. -С. 29-33.
18. Колобов, А.В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных
переселенцев [Текст] / А.В. Колобов // Ленинградский юридический журнал. -
2018. - № 1. - С. 197-205.
19. Кондрашова, Н.В. Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов [Текст] / Н.В. Кондрашова // Вестник Бурятского университета. - 2012. - № 5. - С. 149-154.
20. Кондрашова, Н.В. Роль вынужденных мигрантов в социальной структуре современного российского общества [Текст] / Н.В. Кондрашова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 6-2. - С. 58-61.
21. Константинов, В.В. Адаптационный процесс и трудовая миграция [Текст] / В.В. Константинов // Пензенский психологический вестник. - 2014. - № 1 (2). - С. 60-72.
22. Мамаев, М.И. Государственная миграционная политика и процесс трансформации этнических меньшинств: история и реалии [Текст] / М.И. Мамаев// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2020. - № 2. - С. 31-41.
23. Ножичкина, Л.В. Социально-психолого-педагогическое сопровождение взаимной адаптации мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и принимающего населения в условиях поликультурного образовательного пространства [Текст] / Л.В. Ножичкина // Известия Института инженерной
физики. - 2019. - № 1. - С. 78-82.
24. Рязанцев, С.В. Новая концепция регулирования миграции в России [Электронный ресурс] / С.В. Рязанцев. - Режим доступа: http: //old.mgimo .ru/news/experts/document234490.phtml.
25. Суздалева, Т.Р. Миграционная политика: практика XXI в. [Текст] /Т.Р. Суздалева // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 1 (79). -С. 9-15.
26. Терентьева, В. Проблема адаптации мигрантов в современном мире[Текст] / В. Терентьева, Ю. Косикина // Вестник Восточно-Сиборской открытой
Академии. - 2015. - № 19 (19). - С. 12.
27. Триандис, Г. Культура и социальное поведение [Текст] / Г. Триандис. -
М.: Форум, 2021. - 560 с.
28. Уруджева, И.Ш. Межэтническая толерантность и позитивная этническая
идентичность как условия успешной адаптации мигрантов к новой
социокультурной среде [Текст] / И.Ш. Уруджева // Alma mater (Вестник высшейшколы). - 2013. - № 3. - С. 35-39.