Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Определение и функции семьи
Семейное право является одной из важнейших отраслей гражданского права, регулирующей отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи. Законы о семье представляют собой комплекс правовых норм, которые определяют права и обязанности каждого члена семьи, а также порядок разрешения возникающих споров и конфликтов.
Основные принципы семейного права:
Семейное право основывается на таких принципах, как:
1. Принцип равноправия. Законодательство о семье гарантирует равные права и возможности для каждого члена семьи, независимо от пола, возраста или социального статуса.
2. Принцип блага ребенка. Законы о семье уделяют особое внимание интересам и благополучию детей, признавая их потребности и права важнейшими.
3. Принцип защиты супружеского и семейного достоинства. Законы о семье обязаны обеспечивать защиту супружеского и семейного достоинства каждого члена семьи.
Основные положения законов о семье.
Законы о семье регулируют широкий спектр вопросов, охватывающих такие аспекты семейной жизни, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, имущество в браке, алименты и другие.
1. Заключение и расторжение брака. Семейное законодательство определяет процедуру заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, а также регулирует раздел имущества при разводе.
2. Усыновление. Законы о семье регулируют процедуру усыновления, устанавливают требования к кандидатам на усыновителей и определяют права и обязанности усыновителей и усыновленных детей.
3. Опека и попечительство. Семейное право определяет порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними и не проживающими с родителями детьми, а также устанавливает права и обязанности опекунов и попечителей.
4. Имущество в браке. Законы о семье регулируют вопросы, связанные с дележкой имущества супругов при расторжении брака, а также определяют порядок распределения совместного имущества.
5. Алименты. Семейное законодательство устанавливает правила и условия выплаты алиментов, определяет размер суммы алиментов и порядок их изменения или прекращения.
Семья является одним из наиболее важных факторов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Она играет роль в развитии базовых черт его характера, а также в установлении первичных связей и отношений с внешним миром, преимущественно через общение с близкими взрослыми. Семья представляет собой социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого отдельно.
В современной педагогике существует несколько определений семьи. Согласно одному из них, семья - это небольшая социальная группа, объединенная совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями. Этот институт осуществляет основную часть повседневной жизни людей, включая сексуальные отношения, деторождение, первичную социализацию детей, бытовой уход, образование и здравоохранение.
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт, основанный на трех основных типах отношений: супружество, родительство и родство. В случае отсутствия какого-либо из этих показателей используется термин "семейная группа". В современном обществе можно выделить несколько моделей семейных отношений: нормативная модель, основанная на традиционных брачно-семейных отношениях; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений; и особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений.
Семья выполняет важные функции для жизни каждого человека и для общества в целом. Отец и мать в семье выполняют различные роли в воспитании детей, которые определяются социальными нормами поведения, историческими и культурными особенностями. Функции семьи определяются требованиями общества, нормами морали и семейным правом, а также помощью, которую оказывает государство. Эти функции не являются постоянными, а изменяются в соответствии с потребностями и требованиями времени.
На данный момент нет однозначной классификации функций семьи. Некоторые исследователи выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи и супружеские отношения, однако не существует единого мнения относительно этих функций семьи. Включение в них таких аспектов, как продолжение рода, хозяйственная деятельность, восстановление и воспитание, зависит от конкретных обстоятельств и социальных условий.
Биологическое воспроизводство и сохранение потомства - это основная функция, которую выполняет продолжение рода. Инстинкт продолжения рода, который заложен в нас природой, превращается в потребность иметь детей, заботиться о них и воспитывать. Хозяйственная функция предназначена для удовлетворения разнообразных хозяйственных потребностей семьи. Если семья успешно и эффективно занимается своими хозяйственными делами, это существенно изменяет психологическую атмосферу внутри семьи и позволяет справедливо удовлетворять потребности каждого ее члена.
Справедливое распределение обязанностей по дому между членами семьи является важным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Организация досуга - еще одна функция, которая позволяет семье поддерживать и улучшать свое здоровье и удовлетворять различные духовные потребности своих членов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные документы
1. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998г.: Принят ГД ФС РФ 03.07.1998г. (в ред. от 21.12.2004г.) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - №30. – Ст.3121.
2. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2003г. // Собрание законодательства РФ. – 2001г.
3. О применении судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 27.05.1998г. // Российская газета. – 1998. – 10 июня.
4. О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №15 от 05.11.1998г. // Российская газета. – 1998. – 18 ноября.
Основные источники
5. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2018. - 128 с. С. 49-51. 2.
6. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2021. - С. 176-180.
7. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 192 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 507 с.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2021. - 176 с.
10. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2018. - 274 с.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - 256 с.
12. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2019. - 133 с.
13. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова.- Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2018. - 43 с.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2020. - 232 с.С. 30.
15. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2019. - С. 122-125.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.
17. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2019. - 358 с.
18. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.:Владос-пресс, 2017. - 224 с.
19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. - 30 с.
20. Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2021. - №4 - С. 79-82.