Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, где бизнес и финансы играют ключевую роль, вопрос риск-менеджмента становится все более актуальным и неотъемлемым в успешной деятельности организаций. Риск – это неизбежный сопутствующий фактор любого предпринимательского действия, будь то новый проект, инвестиции или просто повседневная деятельность компании. Поэтому понимание и управление рисками становится жизненной необходимостью для любого предпринимателя или руководителя.
Основная цель риск-менеджмента – это уменьшение потенциальных убытков и негативных последствий для организации, путем идентификации, анализа и контроля возможных рисковых ситуаций. Проактивный подход к управлению рисками позволяет предприятиям избежать невероятных ситуаций, связанных с потерей активов, прерыванием бизнес-процессов или ухудшением репутации. Благодаря риск-менеджменту, компании могут принимать информированные решения, основанные на анализе вероятностей и последствий рисковых событий. Это помогает предупредить потенциальные проблемы, а также разработать стратегии минимизации убытков и эффективного управления ресурсами в случае возникновения рисков.
Однако, несмотря на очевидную значимость риск-менеджмента, запуск системы управления рисками может быть сложной задачей для организации. Внедрение подобной системы требует участия высшего руководства, потому что оно должно определить стратегические цели, связанные с управлением рисками, а также обеспечить финансирование и ресурсы для ее реализации. Несомненно, внедрение системы риск-менеджмента требует значительных усилий и времени. Однако, в долгосрочной перспективе, такой подход к управлению рисками может принести организации значительные преимущества. Он способствует обеспечению стабильности бизнес-процессов, повышает уровень безопасности и доверия как внутри, так и снаружи компании, а также позволяет развивать и расти в условиях быстро меняющегося рынка.
Таким образом, актуальность темы риск-менеджмента в настоящее время очевидна. Организации, стремящиеся к долгосрочному успеху, должны серьезно отнестись к вопросу управления рисками, разработать соответствующие стратегии и системы, чтобы минимизировать потенциальные угрозы и обеспечить устойчивое развитие в динамичном бизнес-мире.
Эффективное управление рисками занимает упреждающую и превентивную позицию в отношении рисков, стремясь выявить, а затем определить соответствующую реакцию на бизнес и способствовать более эффективному принятию решений. Многие подходы к управлению рисками сосредоточены на снижении риска, но важно помнить, что методы управления рисками также могут применяться к возможностям, помогая организации определить, подходит ли ей эта возможность.
Управление рисками как дисциплина развилось до такой степени, что теперь существуют общие подмножества и ветви программ управления рисками: от управления рисками предприятия (ERM) до управления рисками кибербезопасности, управления операционными рисками (ORM) и управления рисками цепочки поставок (СКРМ). Благодаря этому развитию организации по стандартизации по всему миру, такие как Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) и Международная организация по стандартизации (ISO), разработали и выпустили свои собственные структуры передового опыта и рекомендации для предприятий, которые можно применять к их плану управления рисками.
Компании, которые внедряют и постоянно совершенствуют свои программы управления рисками, могут воспользоваться преимуществами более эффективного принятия решений, более высокой вероятности достижения целей и бизнес-задач, а также повышения уровня безопасности.
Цель данной работы – рассмотреть процесс управления рисками на примере деятельности ООО «Вайлдберриз».
Исходя из цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты риск-менеджмента;
- определить процесс управления рисками на примере деятельности ООО «Вайлдберриз».
Предметом исследования в работе выступает процесс управления рисками. Объектом исследования в работе выступает деятельность ООО «Вайлдберриз».
1. Теоретические аспекты риск-менеджмента
1.1 Понятие риск-менеджмента
Для большинства компаний управление рисками эквивалентно управлению изменениями, а по сути — всей деятельностью организации. Если обратиться к определению термина «риск» в известных словарях, можно заметить аналогичную тенденцию к негативной окраске данного понятия. Другими словами, в большинстве случаев риск несет в себе опасность и угрозу неудачи, но и не исключает положительных результатов. Обобщая различные трактовки понятия «риск», можно сформировать полный перечень его характеристик: неуверенность в достижении цели, вероятность достижения результата, возможность отклонения от поставленной цели, вероятность потерь в ходе реализации одной из альтернатив. В научных исследованиях выделяются такие черты риска, как альтернативность, заключающаяся в проблеме выбора одного из возможных вариантов решения; противоречивость, демонстрирующая, что выбор рискованного решения может как стимулировать развитие новых областей и направлений, так и тормозить прогресс и нести убытки; неопределённость, отражающая неоднородность формы и содержания риска. Риск, будучи неотъемлемой частью политической, экономической и социальной жизни общества, всегда сопровождает все области деятельности и направления любой организации. Поэтому управление рисками имеет колоссальное значение в системе управления предприятием, ведь менеджмент риска затрагивает любые виды деятельности, осуществляемые в рамках организации, и включает взаимодействие с причастными сторонами, а также учитывает внешнюю и внутреннюю среду организации, включая поведение людей и культурные факторы [4].
Риск-менеджмент играет важнейшую роль в формировании риска приемлемого уровня, прогнозированной вероятности событий рискового характера и своевременном устранении их последствий неблагоприятного характера. Существует множество подходов к трактовке понятия «риск-менеджмент», обобщая, — это механизм, сформированный из большого количества мероприятий, направленных на идентифицирование, оценивание, профилактику и страхование рисков, что включает в себя управление стратегического и тактического характера [1].
Риск-менеджмент — это процесс выявления, оценки и контроля угроз капиталу, доходам и операциям организации. Эти риски проистекают из различных источников, включая финансовую неопределенность, юридические обязательства, технологические проблемы, ошибки стратегического управления, аварии и стихийные бедствия.
Успешная программа управления рисками помогает организации рассмотреть весь спектр рисков, с которыми она сталкивается. Управление рисками также изучает взаимосвязь между различными типами бизнес-рисков и каскадное влияние, которое они могут оказать на стратегические цели организации.
Этот целостный подход к управлению рисками иногда называют управлением рисками предприятия из-за его акцента на прогнозировании и понимании рисков во всей организации. Помимо сосредоточения внимания на внутренних и внешних угрозах риска, управление рисками предприятия (ERM) подчеркивает важность управления позитивными рисками. Позитивные риски — это возможности, которые могут увеличить ценность бизнеса или, наоборот, нанести ущерб организации, если их не использовать. Действительно, цель любой программы управления рисками состоит не в устранении всех рисков, а в сохранении и увеличении общей стоимости предприятия путем принятия разумных решений о рисках.
Таким образом, программа управления рисками должна быть переплетена со стратегией организации. Чтобы связать их, руководители управления рисками должны сначала определить склонность организации к риску, т. е. величину риска, которую она готова принять для реализации своих целей. Некоторые риски будут соответствовать аппетиту к риску и будут приняты без каких-либо дополнительных действий. Другие будут смягчены, чтобы уменьшить потенциальные негативные последствия, будут переданы другой стороне или переданы ей или вообще исключены.
Каждая организация сталкивается с риском неожиданных и негативных событий, которые могут стоить ей денег или, в худшем случае, привести к ее закрытию. В этом руководстве по управлению рисками представлен всесторонний обзор ключевых концепций, требований, инструментов, тенденций и дискуссий, движущих этой динамичной области.
Управление рисками, возможно, никогда не было более важным, чем сейчас. Риски, с которыми сталкиваются современные организации, стали более сложными, чему способствуют быстрые темпы глобализации. Постоянно возникают новые риски, часто связанные с повсеместным использованием цифровых технологий и порождаемые ими. Эксперты по рискам окрестили изменение климата «мультипликатором угрозы».
Недавний внешний риск, который первоначально проявился как проблема в цепочке поставок во многих компаниях – пандемия COVID-19 – быстро превратился в экзистенциальную угрозу, влияющую на здоровье и безопасность сотрудников, способы ведения бизнеса, способность взаимодействовать. с клиентами и корпоративной репутацией. Бизнес быстро адаптировался к угрозам, вызванным пандемией. Но в дальнейшем они сталкиваются с новыми рисками, включая постоянный вопрос о том, как и стоит ли возвращать сотрудников в офис, что можно сделать, чтобы сделать цепочки поставок менее уязвимыми, инфляцию.
Во многих компаниях руководители предприятий и советы директоров по-новому смотрят на свои программы управления рисками. Организации переоценивают свою подверженность рискам , изучают процессы управления рисками и пересматривают, кто должен участвовать в управлении рисками. Компании, которые в настоящее время применяют реактивный подход к управлению рисками – защищаясь от прошлых рисков и меняя практику после того, как новый риск причинил вред – рассматривают конкурентные преимущества более активного подхода. Повышенный интерес к поддержке устойчивости, отказоустойчивости и гибкости бизнеса. Компании также изучают, как технологии искусственного интеллекта и сложные платформы GRC могут улучшить управление рисками.
1.2. Процессы управления рисками
Процессы управления рисками являются неотъемлемой частью любого успешного предприятия или организации. Они представляют собой систематический подход к идентификации, анализу, оценке и управлению рисками, которые могут повлиять на достижение поставленных целей.
Первый этап в процессе управления рисками - идентификация рисков. Это процесс определения и документирования потенциальных рисков, которые могут возникнуть в результате выполнения проекта или операционной деятельности. Это может быть связано с техническими, экологическими, финансовыми или другими аспектами работы.
После идентификации рисков следует их анализ. Этот этап включает в себя оценку вероятности возникновения каждого риска и его потенциального воздействия на организацию или проект. Анализ рисков позволяет приоритизировать и фокусироваться на наиболее значимых и критических составляющих.
Оценка рисков также включает разработку стратегий управления. Команда по управлению рисками должна разработать планы и стратегии для управления каждым идентифицированным риском. Эти стратегии могут включать в себя предотвращение, минимизацию, акцептирование или передачу рисков.
Далее следует реализация плана управления рисками. Это включает в себя внедрение рекомендаций и мер безопасности, установленных в стратегиях управления рисками. Также важным аспектом реализации является непрерывный мониторинг и контроль за процессом управления рисками.
Последний этап - мониторинг и анализ эффективности процесса управления рисками. В процессе реализации плана управления рисками необходимо постоянно отслеживать и оценивать результаты. Это позволяет выявить проблемные области и внести корректировки в стратегии управления рисками для повышения эффективности.
В целом, процессы управления рисками обеспечивают организацию или предприятие необходимыми инструментами и подходами для минимизации потенциальных негативных последствий и максимизации вероятности достижения поставленных целей. Это позволяет создать устойчивую и успешную бизнес-среду, где управление рисками является неотъемлемой составляющей стратегического планирования и операционной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство». — URL: https : / / docs . cntd . ru / document / 1200170125 ? marker=7D20K3.
2. Руководство по управлению рисками / Комитет ПАРТАД по внутреннему контролю, внутреннему аудиту и управлению рисками (протокол № 4/2018 от 21.12.2018). — 2018. — URL: https : / / new . nfa . ru / upload / iblock / 516/Rukovodstvo-po-upravleniyu-riskami. pdf?ysclid=lnbs6bfbt6627127560.
3. Абашева О.Ю., Амирова Э.Ф., Беляева С.В. и др. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / Под ред. И. А. Бондаренко, А. Н. Полетайкина. Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2020. - 297 с.
4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев: Эльга, 2018. – 511 с.
5. Бутченко Е.Ю., Казимов Д.М. Искусственный интеллект и искусственные нейронные сети, метод глубокого обучения нейросетей искусственного интеллекта / Е.Ю. Бутченко, Д.М. Казимов // Научные достижения в XXI веке: Модернизация, инновации, прогресс. – Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в ЮФО, 2023. – С. 49-53.
6. Воинова М.Е. Современный рынок торговли в России – маркетплейсы // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством¬. - №49. – 2021. - С. 74-77.
7. Воронцовский А. В. Управление рисками: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 485 с.
8. Волошин, О. А. Порядок решения проблем / О. А. Волошин // Маркетплейсы и их проблемы. - 2018. - №2. - С. 11-20.
9. Доржиева В.В. Цифровизация промышленности: роль искусственного интеллекта и возможности для России / В.В. Доржиева // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 2383-2394.
10. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2019 - 332 с.
11. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. – 2–е изд., Издательство Юрайт, 2019. – 386 с.
12. Кирикуца Е. Г., Панько Ю. В., Ефремова Е. А. Управление рисками предприятий в условия новой стабильности // Самоуправление. — 2023. — 1 (134). — С. 483.
13. Кретова А. С. Возможности риск-менеджмента для управления рисками в организациях // Вестник НИБ. — 2022. — № 46.
14. Мироненко В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый. - 2017. - № 12. - С. 331-333.
15. Савин, Ю. И. Проблемы маркетплейсов / Ю. И. Савин // Кактус. - 2021. - №3. - С. 4-15.
16. Савицкая Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография / Г. В. Савицкая. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2022. - 291 с.
17. Сероштан М. В., Дарвиш Ф. Стратегия как фактор конкурентного преимущества организации в условиях неопределенности среды. – 2019.
18. Тарасова Е.Е., Матузенко Е.В., Глазунова О.А. Маркетплейсы как онлайн-платформы развития Интернет-торговли в России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - №4(95). – 2022. - С. 100-112.
19. Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЗ, 2018. – 504 с.
20. Третьяков О. В. Экономика: вчера, сегодня, завтра //экономика. – 2022. – Т. 12. – №. 7-1. – С. 162-178.
21. Хмара Е.В. Стратегический анализ как неотъемлемая часть разработки стратегии организации / Журнал «Вопросы науки и образования». 2018. - С.55-58.