Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка 6
1.1. Анализ понятия учебно-познавательный интерес младших школьников 6
1.2. Дидактическая сказка как средство повышения учебно-познавательного интереса младших школьников 11
Глава 2. Методические аспекты повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка 18
2.1. Организационно-педагогические условия повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической сказки 18
2.2. Методические рекомендации по повышению учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической сказки 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В школьной программе при изучении русского языка педагоги используют инновационные образовательные технологии и методики, в частности, игровые, проектные, модульные, проблемные и др. Также, в педагогической теории и практике школьного образования большое внимание уделяют проблеме формирования нравственных и ценностных ориентаций детей, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт и способствуют разрешению противоречивых жизненных вопросов.
Система нравственных и ценностных ориентаций, в том числе, развитая и богатая речь ребёнка, является важнейшей характеристикой растущей личности. Нравственные и ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности субъекта. Это всегда связано с мероприятиями, которые связаны связанные с русскими традиционными праздниками и обычаями, которые красочно представлены в русских народных сказках. Это всё то, что воспитывает чувства уважения к культурному наследию своего народа и позволяет поддерживать мотивацию и интерес детей к урокам, в том числе, по русскому языку.
Народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящей корнями в историю. Младший школьный возраст является благоприятным для решения проблем развития речи и словарного запаса детей, поскольку в этот период активно происходит речевое становление и формируется функциональная грамотность ребёнка. Овладение ребёнком грамотной устной и письменной речью является важным условием для умственного развития каждого из них.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует содержание образования на каждой образовательной ступени. ФГОС НОО подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие». Она в себя включает обогащение активного словаря младших школьников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др.
Методикой развития речи и словарного запаса детей младшего школьного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др. Ведущей задачей при этом всегда являлось накопление словарного запаса и активная грамотная речь ученика.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация учебно - познавательной деятельности и интереса младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических игровых технологий, в том числе, дидактических сказок. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике и позволяют не только активизировать учебно-познавательный интерес субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования дидактической сказки как средства повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе на уроках русского языка.
Предмет исследования: дидактическая сказки как средство повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
Задачи:
1. Провести анализ понятия учебно-познавательный интерес младших школьников.
2. Изучить возможности дидактической сказки как средства повышения учебно-познавательного интереса младших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической сказки.
4. Предложить методические рекомендации по повышению учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической сказки.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ и систематизация научной, лингвистической и психолого-педагогической литературы; беседы, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы повышения учебно-познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Анализ понятия учебно-познавательный интерес младших школьников
Каждый педагог стремится привить интерес школьника к своему предмету. Согласно требованиям ФГОС НОО, активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка, в том числе, учебно-познавательного интереса, должны способствовать формированию предметных и метапредметных результатов. Над проблемами учебной познавательной деятельности работали учёные Ананьев Б.Г., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н. и др. Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность субъекта начинается с ощущений и восприятий, а затем происходит переход к мышлению [12].
Под учебно-познавательным интересом детей понимают избирательность познавательного интереса, который характеризуется увлеченностью учеником каким-либо школьным предметом или циклом органично взаимосвязанных между собой учебных дисциплин. Все принципиальные характеристики познавательного интереса присущи и учебно-познавательному интересу.
Методика развития учебно-познавательного интереса школьников включает в себя:
- привлечение школьников к формулировкам целей и задач урока:
- повышенный интерес к содержанию учебного материала;
-участие детей в наиболее интересных для них форм работы на уроке.
Проблема повышения интереса и активизации познавательной деятельности и интереса детей актуальна не только для предмета русский язык. Тем не менее, предмет русский язык необходимо отметить особо, поскольку все остальные учебные предметы также предполагают знание русского языка. Именно по этой причине на изучение русского языка необходимо обращать особое внимание педагогов [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2018. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
3. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
4. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2014. – 505 с.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2019. – 269 с.
6. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
8. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2015. – 216 с.
9. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2019 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 20.01.2024).
10. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках русского языка [Электронный ресурс]/Образовательный портал Электронный журнал Экстернат. РФ, 2014. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (дата обращения: 20.01.2024).
11. Земская, Е.А. Современный русский язык: Словообразование: учебное пособие [Текст] / Е.А. Земская. – изд. 3-е М.: Флинта: Наука, 2015. – 328 с.
12. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2019. – No3. – С. 59-62.
13. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 20.01.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 20.01.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 20.01.2024).