Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Методика работы с литературными произведениями и русским фольклором на уроках литературного чтения в начальной школе является одной из наиболее важных задач обучения школьников. Круг чтения в начальной школе охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят стихотворные произведения, проза, басни, былины и др. Русский фольклор всегда занимает здесь особое место.
Младшие школьники всегда лучше воспринимают произведения, которые несут в своем содержании яркий и эмоциональный образ. Происходит это от того, что внешнее строение, рифма и общий ритм произведения способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие. Это повышает интерес ученика к изучению литературных текстов. К примеру, былины традиционно входят в программу по литературному чтению. Это необходимо для того, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства и приобщать их к ценностям национальной культуры и др. Методика работы с произведениями фольклора на уроках чтения в начальной школе является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников.
Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров. Внешнее строение, рифма и общий ритм произведений русского фольклора способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие. Это повышает интерес ученика к изучению произведения. Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению. Для этого наиболее удачно используются стихотворные формы и сказки.
В самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Это позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор произведений фольклора.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость изучения русского фольклора на уроках литературного чтения.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: русский фольклор на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Рассмотреть фольклор как особую художественную систему.
2. Изучить жанровый состав русского фольклора.
3. Раскрыть содержательный аспект изучения произведений устного народного творчества в начальной школе (на примере различных УМК, в том числе «Школа России»).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1. Мировоззренческая и художественная система фольклора
1.1. Фольклор как особая художественная система
Фольклор можно определить, как одну из своеобразных форм жанра, который выделяется в отдельную категорию литературных произведений. Обучение чтению и пониманию школьниками русского фольклора – вопрос не простой и в методике преподавания литературного чтения, он далеко не новый. Об этом писали исследователи и учёные К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский и др. До настоящего времени фольклор признается обязательным учебным материалом для уроков литературного чтения.
Под русским фольклором понимают собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. К видам русского фольклора относят былины, небылицы, сказки, поговорки, исторические песни, легенды, предания, пословицы, частушки, загадки.
К фольклорным произведениям относят:
-сказка «Маша и медведь»;
-сказка «Колобок»;
-сказка «Теремок» и др.
-песня «Калинка-малинка»;
-песня «Катюша»;
-пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами» и др.
В узком смысле слова – русский фольклор это русское устное народное поэтическое творчество и словесная (устная) составляющая русской традиционной культуры. Научный интерес к фольклору возник в первой половине XVIII века. Его изучали В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др. Традиционная систематизация разделяет фольклорные жанры на лирику, эпос, драму. В современных условиях фольклористы делят фольклор на сферы: музыкальную, песенную, прозаическую, игровую-обрядовую, театральную. Под былиной, к примеру, понимают древнерусскую, позже русскую народную эпическую песню о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков. Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Чаще всего, былины представлены как русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси. Былину рассматривают как вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., 2011. – 330 с.
2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание школьников / З.М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 21.01.2024).
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - No 2. - С. 15-18.
4. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения былины в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 21.01.2024).
5. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
6. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
7. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская: Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
8. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы школьников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29.
9. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
10. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
11. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
12. Кохендерфер, Ю.В. Технологии формирования коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2013. - 156 с.
14. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 21.01.2024).
15. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений былинного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 21.01.2024).
16. Мельничук, В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной и основной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyh.kiev.ua/ (дата обращения: 21.01.2024).
17. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта басни/былины // Филолог. 2013. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 21.01.2024).
18. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] / Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
19. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [текст] / Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
20. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст] / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
21. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2010. - No 3. - С. 16-21.
22. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание школьников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
23. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - С.95.
24. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания школьников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. – No 6. - С.21-25.
25. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 - с.24 -29.