Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В современных исследованиях культуры национальное традиционное и универсальное обычно напрямую взаимосвязаны. Единственный обсуждаемый вопрос заключается в том, в каких аспектах культуры проявляются национально-специфические осо-бенности. Между тем в реальной жизни существует косвенная связь между традиционным национальным и универсальным в культурно-региональном плане - своего рода переходный этап от общего (универ-сального) к индивидуальному (традиционно национальному).
Фундаментальные изменения, происходящие сегодня под влиянием глобализации во всех сферах человеческого существования, ставят про-блему пересмотра взглядов на ценностные основы культур Запада и Во-стока, в том числе традиционной бурятской культуры.
Современный мир обеспокоен множеством нерешенных проблем, связанных с этническим существованием. Одна из характерных черт со-временности выражается в стремлении народов (в том числе и бурятского) сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей традици-онной культуры, особенности своего менталитета, национального психо-логического склада, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом. Это возможно благодаря приоб-щению детей к национальным традициям.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изучать предмет. В ходе моих исследований было отмечено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, в том числе ученых, лекторов, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этой теме и систематизировать полученные данные.
Задача исследования - выявить условия использования народных традиций родного края как средства приобщения к бурятской националь-ной культуре.
Объектом исследования является процесс использования фольк-лорных традиций родного края как средство приобщения к национальной культуре бурят.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания фольклорных традиций родного края как средство приобщения к национальной культуре бурят.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для использования фольклорных традиций родного края как средство приобщения к национальной культу-ре бурят.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть общие представления о традиционной народной куль-туре и проблемах ее исследования;
- изучить традиция как культур-философскую категорию и специфи-ку ее выражения в народной культуре;
- детально проанализировать традиционные ценности материальной культуры бурятского народа;
- провести экспериментальное исследование использования фольк-лорных традиций родного края как средства приобщения к национальной культуре бурят;
- проанализировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что если в дошкольном учреждении применять специальные программы по обучению фольклор-ным традициям родного края, это будет способствовать повышению уров-ня приобщения детей к национальной культуре бурят.
База исследования: Исследование проводилось среди 24 детей до-школьного возраста двух экспериментальных групп Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Теремок». Средний возраст – 5 лет.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1 Общие представления о традиционной народной культуре
и проблемах ее исследования
В культуре каждого народа, его социальных классов, слоев и групп в период исторического Возрождения формируются определенные ценно-сти, указывающие на общественное или личное восприятие явлений и фак-тов действительности.
Наряду с «объективными ценностями» - результатами повседневной материальной и духовной деятельности людей - существуют «субъектив-ные ценности» - установки, требования, которые складывались веками и выражались в форме норм. Они служат ориентирами и критериями обще-ственной жизни. Традиционные ценности включают в себя элементы соци-ального и культурного наследия, которые передаются из поколения в по-коление и прочно укореняются в жизни этноса, пронизывая все его сферы, более того, они являются необходимым условием его существования [12].
Определенные институты, стандарты поведения, идеи, обычаи, риту-алы, которые позволяют нации сохранять свою уникальную самобытность, специфические черты и менталитет, служат традиционными ценностями. В то же время следует отметить, что традиционные ценности не остаются неизменными. Каждое поколение выбирает определенные традиции, при-нимая одни и отвергая другие. Очевидно, было бы так же неразумно пре-небрегать ценностями прошлого, как пытаться сохранить их все неизмен-ными в новых исторических обстоятельствах, иными словами, ограничить-ся функцией простого приема и передачи.
Общественная практика показывает, что важно заменять, дополнять и сохранять традиционные ценности с осторожностью, взвешенностью и осмотрительностью, помня, что традиция - это универсальная духовная основа, без которой ни нация, ни культура, ни цивилизация не могут суще-ствовать или выживать. Но также важно помнить, что традиция актуальна только тогда, когда Дж. Маркович необоснованно подчеркивает, когда имеет в виду процесс активной, критической модернизации культурных представлений - историческую тотализацию определенной культуры.
В противном случае национальное самосознание останется пассив-ным и нетворческим, став в основном рабом консервативного традициона-лизма. Это состояние культурного духа, которое можно распознать по преобладанию исключительно национальных, языковых, мифологизиро-ванных религиозных и светских ценностных ориентаций, что лежит в ос-нове концепции современного национализма и шовинизма.
Особую роль в судьбе национальных традиций играет интеллиген-ция, которая не только выступает одним из носителей таковых, но и про-водит их «ревизию», внедряя в жизнь новшества, иногда превращающиеся в традиции. В конце концов, каждая традиция - это бывшая инновация, и каждая действующая инновация - это традиция будущего. Традиционные ценности всегда занимали важное место в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции. Интеллигентные люди среди бурят начали появляться в 17 веке. Буддизм должен появиться в XX веке с формирова-нием буддийской культуры, организацией школ и появлением органов местного самоуправления [15].
Со временем в деревнях появились ветеринары, фермеры, агрономы, врачи, фельдшеры, получившие европейское образование. В 1897 году 80 из 300 тысяч коренных жителей края имели высшее и среднее образова-ние. Интеллигенция того времени в значительной степени была носитель-ницей патриархальных и феодальных традиций и оказывала влияние на регулирование всего уклада жизни бурятского общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаева Л.Л. Основные тенденции исторических изменений тра-диционных обрядов бурят // Владимирцовские чтения: Тез. докл. и сообщ. II Всесоюз. конф. монголоведов. - М., 1989. С. 6-7.
2. Абаева Л.Л. Проблема традиционности и вариативности в изу-чении культур монгольских народов // Цыбиковские чтения: Тез. докл. и сообщ. - Улан-Удэ, 1989. С. 12-13.
3. Аванесова Г.А. Методы культурологии // Культурология. XX век: Словарь. - СПб, 1997. С. 279-283.
4. Актуальные проблемы истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1999.
5. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. 125 с.
6. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ; - М., 2004. - С. 225.
7. Баторов П.П. Легенда о происхождении Агинских бурят. // Бу-рятоведческий сборник, вып. III - IV, Иркутск, 1997.
8. Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX - XX вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период). Историко-этнографический очерк. - Улан-Удэ, 1992.
9. Бороноев А.О. Сибирский менталитет: содержание и актуаль-ность исследования // Проблемы сибирской ментальности. СПб., 2004. - С. 24-28.
10. Бурятская деревянная скульптура. Альбом. - Улан-Удэ, 1971. .Быт бурят в настоящем и прошлом. - Улан-Удэ, 2001.
11. Быкова Э.В. Традиция как способ формирования народной культуры // В кн: Народная культура в современных условиях. - М., - РИК. - 2000. - С. 220.
12. Быт бурят в прошлом и настоящем.: Сб. ст. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук; Отв. ред. К.Д. Басаева. Улан-Удэ, 1980. - 157
13. Власова В.Б. Традиции в мире духовных ценностей / АН СССР. Ин-т философии. М., 1983. - 214 с.
14. Вундт В. Проблемы психологии народов / СПб.: Питер, 2001. 159 с. 41. Психология классика).
15. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Л., 1969.
16. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Н., 2005.
17. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: историко-этнографические очерки (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). - Новосибирск, 1992.
18. Гармаева С.И. Взаимодействие национального и интернацио-нального в бурятской литературе / С.И. Гармаева // Новые тенденции в со-временной литературе урятии. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988.
19. Гармаева С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века / С.И. Гармаева. - Улан-Удэ.: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997.
20. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на мате-риале обрядового фольклора бурят). - М., 2001.
21. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. - Новосибирск, 2003. .Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. - М., 2001.
22. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М., 2005.
23. Зориктуев Б.Р. Буряты. Этнографический очерк./ Булат Зорик-туев. - Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 2000.
24. Иванов С.В. К семантике изображений на старинных бурятских онгонах. // Сборник музея антропологии и этнографии, т.XVII, М.- Л., 1957.
25. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. - Улан-Удэ, 2006. .Ламаизм в Бурятии XVIII - нач.XX в. - Н., 1999.
26. Линховоин Л.Л. Заметки о дореволюционном быте Агинских бурят. - Улан-Удэ, 1972.
27. Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л., 1979.
28. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древней-ших времен по XVIII в. - Н., 2005.
29. Михайлов Т.М. Современные этнокультурные процессы в Буря-тии // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. - Улан-Удэ, 2002.
30. Нимаев Д.Д. Буряты: диалектика этнического и государственно-го // Народы Сибири. Права и возможности.- Новосибирск, 2007.
31. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. - Новосибирск, 2004. .Окладников А.П. Открытие Сибири. - Новосибирск: Сфера, 2002.
32. Очерки истории культуры Бурятии./ Улан-Удэ: бурятское кн. изд-во, 2002.
33. Павлинская Л.Р., Жамбалова С.Г. Становление и развитие хо-зяйственной традиции на территории Прибайкалья и Забайкалья // Куль-турные традиции народов Сибири. - Л., 1995.
34. Семейная обрядность народов Сибири. - М., 2000.
35. Семейный быт и этнокультурные процессы в Бурятии. - Н., 2004.
36. Сказания бурят, записанные разными собирателями. Записки Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества по этнографии, т.1, вып.2, Иркутск, 1890.
37. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
38. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
39. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. - Улан-Удэ, 1998.