Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Формирующее оценивание и специфика его применения на уроках английского языка в младшей школе
1.1. Понятие «формирующее оценивание» и его сущность
Традиционно под оценкой понимается соотнесение реальных результатов обучения с планируемыми целями, при этом условно-формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка. Основными функциями оценки постулируются констатирующая (информационная), контролирующая и регулирующая функции [20, 8]. Оценивание может проводиться различными способами и, независимо от применяемых методов и приемов, имеет очень большое значение для процесса обучения в целом. Оно влияет на многие аспекты обучения (отметки и рейтинг учеников, календарный план, расписание, рейтинг и финансирование школ и пр.). Однако, прежде всего оценивание позволяет понять, насколько достигаемый результат обучения соответствует тем целям и задачам, которые обозначались как желаемые для данного этапа обучения, т.е. позволяет как педагогу, так и обучающемуся отслеживать прогресс на пути достижения конечной цели, регламентирующей, что ученики должны понимать и уметь делать по окончанию курса или этапа изучения той или иной дисциплины.
Формирующие (или, как их еще называют, формативные) оценки - это регулярные неформальные оценки, которые интегрированы в работу на уроке и используются учителями для оценивания понимания изучаемого материала учащимися и разработки или корректировки стратегии преподавания дисциплины. Конечная цель формирующего оценивания заключается в том, чтобы собрать подробную информацию, которая может быть использована для улучшения обучения и понимания учащимися во время его проведения [27].
Одним из направлений системы формирующего оценивания считается использование рейтинговой системы оценивания. Преимуществами рейтинговой системы оценивания для обучающихся называют стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка; систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность; своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса; систематическое посещение занятий; творческую активность, научно-исследовательскую деятельность; возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны учащегося управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности [5]. В этой связи следует отметить, что мы считаем соотнесение рейтинговой системы с формирующим оцениванием не вполне корректным, поскольку балльное выражение оценивания, на наш взгляд, все же является одним из видов отметки, поэтому суть формирующего оценивания как констатирующего, как обратной связи в случае с рейтинговой системой не реализуется.
Формирующее оценивание также называют «assessment for learning (AfL)» (оцениванием для обучения) [27; 28; 30 32 и др.] поскольку оно позволяет отследить следующие аспекты:
• усваивают ли учащиеся материал;
• испытывает ли трудности один ученик или весь сталкивается с определенными затруднениями в процессе обучения;
• с какими именно трудностями сталкиваются ученики, связаны ли они с непониманием всей темы или отдельных ее аспектов;
• почему ученик/класс испытывает трудности при усвоении материала;
• что нужно учащимся для достижения целей обучения;
• нужно ли корректировать методы работы с конкретным учеником/с классом.
Иными словами, формирующее оценивание используется для того, чтобы пролить свет на то, как ученик/класс учится в данный момент, и позволяет учителям быстро понять, где происходит сбой в обучении, и изменить методы преподавания, стратегии обучения или обеспечить необходимые корректирующие действия, чтобы гарантировать, что учащиеся не упустят цели обучения [30] В зависимости от предмета и изучаемой темы корректирующие действия могут включать пересмотр ранее намеченных концепций, повторение пройденного материала, отработку определенных навыков или расширение существующих знаний, т.е. оценка является формирующей в том, как используются результаты, а не в стиле самой оценки [32].
Процесс формирующего оценивания, как отмечает Е.Н.Кохаева [10], включает в себя несколько ключевых этапов:
1. Определение целей обучения для урока или цикла уроков и критериев успешности усвоения материала. Доведение до сведения учащихся намеченных целей и критериев оценивания. В некоторых случаях цели и критерии могут согласовываться с учениками до начала урока/цикла уроков.
2. Использование установок для сбора и оценки данных, чтобы увидеть, насколько хорошо дети справляются с учебной программой и текущими руководящими принципами. По результатам оценивания учитель может проводить корректировку методики обучения.
3. Интерпретация данных, в результате которой педагоги определяют учебные достижения учащихся и анализируют их, определяя, какие знания ученики усвоили/не усвоили, и какие навыки сформированы на достаточном/недостаточном уровне. Учащиеся также могут интерпретировать результаты обучения сами, опираясь на критерии успешности обучения.
4 Выявление пробелов в обучении, в результате которого определяется различие между настоящим статусом обучения учащихся и целями обучения с целью его дальнейшего устранения.
5 Обратная связь. Одной из наиболее важных характерных черт формирующего оценивания считается возможность предоставления немедленной, обратной связи с учащимся об их прогрессе в обучении. Если в качестве методов формирующего оценивания используются вопросы типа «What Well Well? (WWW)» (что удалось) и «Even Better If? (EBI)» (будет лучше, если), то такая обратная связь означает, что учащиеся знают, чего они достигли на сегодняшний день и что им нужно делать дальше, чтобы добиться прогресса в обучении, на чем им следует сосредоточиться в процессе обучения, т.е. формирующие оценки могут не только помочь повысить осведомленность детей о том, как они учатся, что, в свою очередь, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и независимости в обучении [32].
Описательная обратная связь – четкое, точное описание того, в чем ученик ошибся, и, что более важно, почему он допустил эту ошибку и как ее исправить – также является одним из самых действенных инструментов, которые учитель может использовать в своей обратной связи по обучению для улучшения усвоения материала [30].
6 Адаптация/ответственность для потребностей обучения. В результате обратной связи учителя планируют дальнейшую деятельность с целью удовлетворения потребностей учащихся. Путем вовлечения в самооценивание, учащиеся также корректируют их собственное обучение, выбирая подходящие методы и стратегии обучения и преодоления сложностей.
7 Скаффолдинг – поддержка и необходимые объяснения педагога, которые могут помочь учащимся устранить пробел в знаниях.
8 Устранение пробелов. Как только выявленные пробелы устраняются, цикл формирующего оценивания обновляется. Формирующее оценивание непрерывно и дает возможность измерить прогресс продвижения к конечной цели на протяжении всего обучения [27]. Как отмечают Шакиров Р. Х., Буркитова А. А. и Дудкина О. И. [21], «непрерывный анализ целей заставляет учителей постоянно устанавливать приоритеты (выбирать главное) и принимать важные решения». При этом, по их мнению, особое внимание должно уделяться тем целям, которые по каким-то причинам неоднократно не были реализованы.
Таким образом, формирующая оценка означает, что учитель следит за обучением учеников в классе, регулярно и своевременно предоставляя обратную связь о том, что они сделали хорошо и что им нужно улучшить. Чтобы быть эффективной, формирующая оценка должна проводиться систематически.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Т.Н. Технологии и методики формирующего оценивания, учебных действий //Актуальные задачи педагогики: материалы международная научная конференция, Чита, декабрь 2011 г./ Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.
2. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики // Об оценках: книга 4. – Амрита. – 2015. -368 с. — URL: http://iknigi.net/avtor-shalva-amonashvili/95128-osnovy-gumannoy-pedagogiki-kniga-4-ob-ocenkah-shalva-amonashvili/read/page-1.html
3. Аужанова, Г. Г. Значимость формативного оценивания в школе // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/699/
4. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. — 2014. — № 1. С. 171-175 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
5. Гордон Э. В. Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52116/
6. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Е. Н. Землянская // Современная зарубежная психология. –2016. – № 3. – С. 50–58.
7. Картинки Яндекс [электронный ресурс] — URL: https://yandex.ru/images
8. Кифа Л.Л., Тихонова Л.П., Мироненко С.Н. Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии // Вестник Череповецкого государственного университета 2019 №3 С. 152 – 158. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-uchebnoy-motivatsii-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-tehnologii
9. Козлова Е.В. Особенности применения формирующего оценивания на уроках английского языка. // Мультиурок [электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/formiruiushchee-otsenivanie-na-urokakh- angliiskogo.html
10. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие /Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.
11. Логвина И. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителя / И. Логвина, Л. Рождественская. – NarvaKolledz, 2012. – 48 с.
12. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта: Учеб.пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 г., 96с.
13. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. – М.: Просвещение, 2013. - 79 с.
14. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
15. Приказ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
16. Разуваева Т. А., Рыжова Е. В., Шурыгина Ю. А. Оценивание образовательных результатов учащихся 5-х классов в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023 Том 8 Выпуск 10 С.1107-1117 – URL: https://pedagogy-journal.ru/article/ped20230161/fulltext
17. Сизых Н.В. Технология формирующего оценивания в современном уроке английского языка // Реализация компетентностного подхода в образовании: материалы ХIII региональной научно-практической конференции. – Братск: БЦБК ФГБОУ ВО «БрГУ», 2023. С. 29-34 – URL: http://brcbk.ru/docs/metodich-ukazaniya/conf/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%2010.01.2023.pdf
18. Суслова О.В., Белокаменцева А.П. Формирующее оценивание: ключевые особенности и опыт применения в обучении английскому языку // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. №4 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-klyuchevye-osobennosti-i-opyt-primeneniya-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г.: - М.: Просвещение, 2022. - 31 с. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
20. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие/ И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. – Самара, 2007.
21. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А.А., Дудкина, О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: Методическое руководство / Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
22. Benjamin Zoe Easy To Use Formative Assessment Examples To Develop Your Approach To Teaching and Learning // Third Space Learning [электронный ресурс] — URL: https://thirdspacelearning.com/blog/formative-assessment-examples/
23. Black, P. and Wiliam, D. Inside the black box: Raising standards through classroom assessment. 1998. P. 139-148.
24. Dodge J. 25 Quick Formative Assessments for a Differentiated Classroom: Easy, Low-Prep Assessments That Help You Pinpoint Students' Needs and Reach All Learners. 2009. – URL: http://store.scholastic.com/content/stores/media/products/samples/21/9780545087421.pdf
25. Black, P., & Wiliam, D. Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford, 2008. – 12рр.
26. Formative Assessment: Meaning, Types & Examples // Formplus [электронный ресурс] — URL: https://www.formpl.us/blog/formative-assessment
27. Formative & Summative Assessment Strategies // Teachmint [электронный ресурс] — URL: https://blog.teachmint.com/formative-and-summative-assessment-strategies
28. McMillan James H. Quantitative Research and Educational Measurement // International Encyclopedia of Education (Fourth Edition), 2023 — URL: https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/formative-assessment
29. The ultimate guide to formative assessment: 16 examples, and tips for students and tutors // Examples Lab [электронный ресурс] — URL https://www.exampleslab.com/the-ultimate-guide-to-formative-assessment-16-examples-and-tips-for-students-and-tutors/
30. The ultimate guide to formative assessment // Otus [электронный ресурс] — URL: https://otus.com/guides/formative-assessments/
31. Types of Assessments – Formative, Summative, Diagnostic & More // TAG VAULT. Inspiration & Information for Self-Improvement [электронный ресурс] — URL: https://tagvault.org/blog/types-of-assessments/
32. What is a Formative Assessment? // Twinkl [электронный ресурс] — URL: https://www.twinkl.co.uk/teaching-wiki/formative-assessment
33. What are Formative Assessments? // Gradecam [электронный ресурс] — URL: https://gradecam.com/formative-assessment/overview/