Фрагмент для ознакомления
2
Бюджетно-налоговая политика представляет собой важный аспект финансовой стратегии государства, направленный на формирование устойчивой и стабильной налоговой системы, способной защищать экономические интересы страны. Ключевыми инструментами в этой сфере являются государственные расходы и система налогообложения, которые используются для регулирования экономики.
Эффективная система налогообложения оказывает влияние на уровень развития предпринимательства и служит индикатором экономического роста. Финансовая устойчивость и развитие бизнеса зависят от особенностей налоговой политики государства. Неэффективная налоговая политика может негативно сказаться на экономической безопасности страны.
Основные аспекты бюджетной политики включают прогнозирование денежных поступлений, планирование расходов, а также анализ социально-экономического положения в стране и мире. Важно, чтобы бюджетная политика отражала реалии рынка, создавала выгодные условия для бизнеса, минимизировала налоговую нагрузку и обеспечивала трансферты для тех, кто в них нуждается.
Бюджетная политика гарантирует эффективное использование бюджетных средств для финансирования всех плановых расходов, что способствует решению социально-экономических проблем и регулированию всех уровней национальной экономики. Актуальность данной темы заключается в необходимости адаптации финансово-экономической политики к современным условиям и кризисам, требуя кардинальных изменений в бюджетно-налоговой системе.
Изучение бюджетной системы, процессов и нормативных основ регулирования бюджетных правоотношений приобретает особую важность в условиях мирового кризиса и роста санкционного давления. Правильный и всесторонне продуманный подход к реализации государственного бюджета становится критически важным, влияя на стабильность общества, устойчивость государственной экономики и общий уровень социально-экономического развития.
Под государственным регулированием экономической сферы общества понимается система управления экономикой, которая представляет собой воздействие государственных организаций на экономические процессы с использованием различных форм и методов, включая как прямые, так и косвенные регуляторы экономических процессов. Государство также осуществляет регулирование аспектов экономической деятельности через бюджетную, налоговую, банковскую системы, государственные заказы и таможенную службу.
С развитием рыночных отношений и увеличением уровня их зрелости государственное регулирование экономики подвергается изменениям. После проведения радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления роли государства в экономике. Однако это усиление должно направляться не на продолжение предыдущего экономического курса и усиление деформаций рыночных отношений, а на кардинальную корректировку рыночных преобразований.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от характера его экономической системы – рыночной или распределительной. Таким образом, все вышеперечисленные факторы подтверждают актуальность проведения исследований в этой области.
Актуальность также обусловлена воздействием беспрецедентного санкционного давления со стороны западных стран на экономику России, что негативно сказывается на бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджета. Это требует подробного анализа бюджетно-налоговой политики государства в период кризиса и поиска эффективных механизмов прогнозирования и оценки бюджетной устойчивости.
Интерес к данной теме прослеживается в трудах таких авторов, как Ксенофонт, Т. Гоббс, Ф. Кенэ, В. Петти, Д. Рикардо и других. Теоретические основы бюджетирования были изложены в работах британского экономиста Дж. М. Кейнса, который считал, что изменение доходов и расходов оказывает влияние на инфляцию, занятость и денежный поток в экономической системе.
В России в девятнадцатом и начале двадцатого века темой бюджетирования занимались такие исследователи, как М.А. Балугьянский, М.И. Боголепов, С.Ю. Витте, А.А. Исаев, И.И. Кауфман, П.П. Мигулин и другие. В конце двадцатого и начале двадцать первого века российские экономисты, такие как М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов, Л.Н. Павлова, А.М. Бабич, В.Н. Живалов, С.В. Лаптев, Е.Н. Пшенникова, В.М. Родионова, А.В. Улюкаев, В.Д. Фетисов, Н.Г. Иванова, О.В. Врублевская, М.В. Романовский и другие, занимались исследованием вопросов совершенствования бюджетной политики.
Особенности взаимосвязей бюджетно-налоговой политики и экономического роста страны рассматривали в своих работах такие авторы, как А.А. Анисимов, П.И. Васильева, Е.В. Ганусенко, А.В. Неронова. Анализ экономической сущности налога, его функций и механизмов привлек внимание исследователей, таких как Е.Г. Дедкова, Е.А. Марыганова. Тему также освещали Н.П. Бирюкова, А.С. Нешитов, С.Г. Османова, А.П. Юдин.
Целью курсовой работы является выявление особенностей бюджетной политики в условиях финансового кризиса, инструменты ее реализации.
Задачи работы:
– изучить экономическое содержание бюджетной политики, ее виды;
– рассмотреть показатели бюджетной политики;
– провести анализ особенностей бюджетной политики в Российской Федерации;
– оценить состояние и динамику налоговой политики Российской Федерации в сравнении со странами БРИКС;
– определить основные направления реформирования бюджетно-налоговой политики:
– выявить особенности оптимизации налоговой политики в социальной сфере.
Объектом исследования является бюджетная политика.
Предметом исследования является роль бюджетной политики в экономике России.
Методы исследования: метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 История становления и развития бюджетной политики в России
Практика показывает, что бюджетное право является одним из тесно связанных с политикой юридических институтов. Его воздействие неизбежно подвергается влиянию текущей политики в государстве. Специфика бюджетного права делает его своеобразным отражением политического режима в стране. Направления государственного финансирования всегда соответствуют приоритетам государственной политики, определяя методы управления финансовыми ресурсами, а также определяя участников и их полномочия в бюджетном процессе.
Выводы относительно политической природы бюджетного права находят подтверждение в бюджетной практике Российского государства на протяжении всего исторического развития — от Киевской Руси до наших дней.
Исследователи рассматривают Российское государство в дореволюционный период как авторитарное с противоречивой государственной политикой. Приоритеты в этот период зависели от усмотрения отдельных лиц в руководстве страны, а не от стратегического курса развития. Это, в свою очередь, сказывалось на состоянии бюджетного хозяйства. Впрочем, с IX века по начало XX века правовое регулирование бюджетных отношений в России эволюционировало от формирования общественных фондов в натурально-вещественной форме для отдельных князей к упорядоченному процессу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета для всей страны .
Следующий этап развития бюджета и бюджетного права начался после Октябрьской революции 1917 года, точнее, с момента введения Сметных правил от 28 января 1918 года, регламентирующих процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет на январь-июль 1918 года. Именно на основе этих правил был разработан первый советский бюджет на полугодовой период, который получил утверждение от Совета народных комиссаров. В течение двух лет, с 1918 по 1919 год, бюджеты ежеполугодно составлялись, прежде чем, начиная с 1920 года, бюджет снова стал ежегодным .
Основополагающим нормативным актом, утверждающим принципы новой структуры бюджета, стала Конституция РСФСР 1918 года. Этот документ выделил отдельный раздел, полностью посвященный бюджетному праву и устанавливающий основы бюджетной организации. Согласно Конституции 1918 года (статьи 80, 86), бюджетная система РСФСР включала в себя общегосударственные и местные бюджеты, разделенные на губернские (областные), уездные, городские и волостные бюджеты .
В свете децентрализации денежной системы молодого советского государства к концу 1920 года денежный бюджет оказался неспособен удовлетворить потребности государственной власти. Планировался переход к материальному нетто-бюджету, однако этот план был отменен в 1921 году в связи с введением Новой экономической политики.
Декрет ВЦИК «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» от 10 октября 1921 года восстановил статус бюджета. С укреплением государственных финансов начиная с мая 1922 года произошел переход от ежемесячных к ежеквартальным бюджетам, а затем в 1923 году - к квартальным бюджетам. С 1924 года введен годовой бюджет. После денежной реформы 1922-1924 гг. бюджет стал прочным и реальным финансовым планом.
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году послужило основой для формирования новой бюджетной системы. Согласно Договору об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, республики в составе СССР разрабатывали свои бюджеты. Бюджеты союзных республик включались в общий Государственный бюджет СССР, который утверждался Центральным Исполнительным Комитетом СССР. Этот единый Государственный бюджет строился на принципах единства, обеспечиваемых централизованной системой хозяйствования .
Основные принципы бюджета СССР были закреплены в Конституции СССР 1924 года, а детальные положения и раскрытие общих норм бюджета были представлены в Декрете СНК СССР «О порядке составления и рассмотрения смет и росписей государственных доходов и расходов на 1923/24 бюджетный год». Этот документ сохранял существовавший порядок начала и завершения бюджетного года с 1 октября по 30 сентября следующего года.
Согласно установленному Декретом порядку, помимо годовой сметы и росписи, разрабатывались росписи на квартал и планы на месяц. Однако только с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 сентября 1930 года «О переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января» начало и окончание бюджетного года были перенесены. С 1931 года годовые бюджеты стали утверждаться с 1 января по 31 декабря соответствующего года .
Сметные правила, установленные Декретом СНК СССР от 21 августа 1923 г. были пересмотрены, приняты новые сметные правила , в которых добавлен специальный раздел, подробно регламентирующий исполнение бюджета .
Осенью 1924 г. принято Постановление «О бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик» . Данный нормативный акт впервые закрепил правило исполнения бюджетов на основе единства кассы Союза ССР.
На тот период не существовало законодательного положения, определяющего порядок подготовки и утверждения отчетов о выполнении бюджетов. Этот пробел был устранен только в весенний период 1925 года с принятием нормативного акта о формировании Бюджетной комиссии. Её компетенция включала в себя анализ отчетов о финансовом выполнении бюджета. .
Бюджетные полномочия участников финансовых взаимоотношений в СССР неоднократно подвергались пересмотру и дополнениям. С начала 1959 года эти полномочия были закреплены особым законом, который утратил свою силу лишь в 1991 году после принятия Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» .
Министерство финансов СССР было ответственным за составление проекта Государственного бюджета СССР, основываясь на проекте союзного бюджета и бюджетов государственных бюджетов союзных республик. Совместно с этим, Государственный бюджет СССР формировался с учетом государственного народно-хозяйственного плана, определявшего экономическое развитие страны. Эта система, закрепленная Конституцией СССР, существовала с 1924 года.
До 1991 года в Государственный бюджет СССР включалось около 50 тысяч бюджетов, включая союзный, 15 государственных бюджетов союзных республик, республиканские бюджеты автономных республик, бюджеты автономных областей и округов, областные и краевые бюджеты, городские, районные и бюджеты сельских Советов народных депутатов. Бюджет вышестоящего уровня включал в себя бюджеты нижестоящих уровней.
Третий этап развития бюджета и бюджетного права начался в 1991 году после распада СССР и создания Российского государства. В связи с кардинальными изменениями в государственной политике, бюджетная система РСФСР прекратила свое существование, и началась разработка новой системы, основанной на федеративных и демократических принципах. Заменой прямого государственного вмешательства в экономическое регулирование стали косвенные методы управления публичными финансами.
В период с 1990 по 1996 год происходит формирование основных принципов правового регулирования бюджетной системы Российской Федерации, которые закрепляются в бюджетном законодательстве.
Так, Закон «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году» , принятый в октябре 1990 г. определил принципы формирования бюджетов в Российской Федерации.
Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» , также принятый в октябре 1991 г. закрепил принцип деления бюджета по уровням администрирования, понятия бюджета, бюджетного устройства, бюджетного процесса и бюджетную самостоятельность Российской Федерации . Поэтому 1991 год считают датой начала формирования современной трехуровневой бюджетной системы, состоящей из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Летом 1992 года был принят закон «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу». Этот закон был введен с целью регулирования отношений между бюджетами различных уровней в системе государственных финансов. Он определил порядок предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в форме субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов .
Весной 1993 года был принят закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Этот закон утвердил порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила структуру бюджетной системы как трехуровневую и определенный объем полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджетных отношений.
На этапе перехода к рыночным отношениям было замечено, что бюджетное законодательство, которое регулировало бюджетные отношения, состояло из множества отдельных нормативных актов, и их положения требовали систематизации. Этой задачи было достигнуто летом 1998 года с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 2000 года. Бюджетный кодекс установил общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, юридические основы функционирования бюджетной системы, статус участников бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных взаимоотношений, а также определил основы бюджетного процесса в Российской Федерации и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2020, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998, № 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
4. Ануфриева, Е. М. Фискальные встроенные стабилизаторы как недискреционные финансовые инструменты регулирования национальной экономики / Е. М. Ануфриева, М. Ю. Тарасов, Ю. Ж. Нязирова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2018. – № 4 (28). – C. 5–12.
5. Болтинова О. В. Бюджет в условиях цифровой экономики // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. С. 48-63.
6. Болтинова О.В. Становление и развитие бюджетного законодательства Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 74 – 82.
7. Борисова Е.К. Понятие, классификация методов государственного регулирования // Томский государственный институт, 2018. – С.56-58.
8. Гончаров В.Д. Отношения государственной власти и городского самоуправления в дореволюционной России (историко-правовой анализ). Дис. докт. юрид. наук., СПб. 2001.361 с.; Тян В.В. Россия на изломе веков: самодержавный режим на весах системных кризисов (вторая половина XIX - начало XX вв.): Монография. - М.: Экслибрис -Пресс, 2002. - 368 с.
9. Горбунов М.А. Бюджетная устойчивость и бюджетная политика Российской Федерации в условиях санкционного давления // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2023. С.31-55.
10. Дедкова Е.Г. Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам /Е.Г. Дедкова // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1. – C. 84–89.
11. Дерюгин А. Н., Филиппов И. Н., Арлашкин И. Ю. Влияние внутрирегиональной налоговой децентрализации на развитие доходной базы регионов // Экономическая политика. 2021. С. 30-44.
12. Добровольский А.Л. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия: учебное пособие / сост.: А.Л. Добровольский; Донской ГАУ. – Персиановский: Донской ГАУ, 2019. 155 с.
13. Жильцова Ю.В., Чувашева Т.А., Жильцова А.В. Анализ показателей федерального бюджета Российской Федерации за период 2018 - 2019 гг. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. № 8. С. 24 - 34.
14. Зотиков Н. З. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в условиях западных санкций // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. С. 27-33
15. Ибрахим М.А. Аспекты фискальной политики государства / М.А. Ибрахим // Научный журнал «Вестник университета». – 2016. – № 7-8. – С. 142-145.
16. Косов М. Е. Проблемы и пути совершенствования формирования доходов федерального бюджета // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 217-224.
17. Котар О.К Фискальная политика: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика / сост. Котар О.К. // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2020. 143 с.
18. Кузнецова А.И.Административное регулирование развития инновационной инфраструктуры в городах России // Экономика городского хозяйства и сферы обслуживания, МУ им С.Ю. Витте, 2019.- №5.- С. 107-114.
19. Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Бюджетная система России: насколько устойчива // Экономический журнал ВШЭ. 2020. 24(4). С. 572-582.
20. Пансков В. Г. Приоритеты налоговой политики и направления реформирования российской налоговой системы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 1. С. 70-81.
21. Сальников А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / А.М. Сальников. — Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. 95 с.
22. Соломко М. Н. Бюджетная устойчивость и динамика экономического развития регионов // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 57.
23. Ткаченко Р. В. Концепция бюджетного регулирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2022 (8). С. 46-53.
24. Трофимов С. Е. Теоретические вопросы и модели государственного экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. -2021.- С. 588-601
25. Храмченко А. А., Орловская А. С., Сапожникова В. М. Современное состояние бюджетной системы Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2022. С. 480-485.
26. Юдин A.П. Основные инструменты экономической политики России / A.П. Юдин // Вестник Банка России. – 2015. – № 21. – С. 26-32.
27. Юкиш В.Ф. Макроэкономическое прогнозирование, планирование и программирование: учеб. пособие / В.Ф. Юкиш. – М.: МАДИ, 2016. 234 с.
28. Яснопольский Л.Н. Очерки русского бюджетного права. М. 1912. 413 с.; Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России. (XIX-XX вв.). - М.: Госфиниздат, 1954. - 268 с.
Интернет-ресурсы:
29. Сводное заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». – 2021. – 595 с.
30. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс] // URL: http://analytic.nalog.ru/portal.
31. Бюджет для граждан к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2020 годов [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/common.
32. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство Финансов Российской Федерации. – 2021. – 71 с.
33. Сводное заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». – 2021. – 595 с.