Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Речь была и остаётся средством интеллектуального развития личности, а также, средством её успешной адаптации и социализации. Безусловно одним из наиболее важных аспектов психического развития детей дошкольного возраста является речевая деятельность, в том числе, связная, хорошо сформированная речь. Успешное развитие речевой деятельности ребёнка зависит от многих факторов. Ребёнок должен уметь слышать звуки, определять их места в слове и др. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с детьми и взрослыми.
Дети нуждаются в общении со своими сверстниками и взрослыми. Для них очень важно понимать то, о чём говорит их собеседник. Они должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, и должны умело отвечать на вопросы воспитателя. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием у него связной речи.
Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать и поговорить о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, поскольку связная речь лежит в основе общения, коммуникации и взаимодействия между людьми. Без этого невозможно нормальное психическое развитие и функционирование личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования регламентирует развитие у дошкольника таких умений как выстраивать диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. В настоящее время перед педагогами ДОУ стоит задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания.
При работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи (ОНР), и у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи, педагоги и логопеды проводят разнообразные занятия и упражнения. Речевой опыт детей с ОНР сильно ограничен. Языковые средства, которыми пользуются дети с ОНР, к сожалению, не являются совершенными. Всё это никак не может удовлетворять
потребность устного общения ребёнка, и по этим причинам у него могут сформироваться такие личностные качества как отстранённость и избегание общения с другими детьми. Разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной и малословной. Она бывает тесно связана с определенной ситуацией, вне которой она становится зачастую непонятной.
Особенности диалогической речи дошкольников с ОНР были выявлены в исследованиях Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой и др. Исследователи в процессе работы выявляли у детей с ОНР неумение правильно строить предложение и неумение слушать собеседника. Детям сложно формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса. Они часто не могут выражать реплики и отвлекаются от поставленного вопроса.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: комплекс методик, направленный на развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить проблему развития диалогической речи в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить возможности работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Дать характеристику объекта и методик исследования.
5. Изучить уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Предложить комплекс логопедических занятий по коррекции диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования. В работе определены сущность и особенности развития и воспитания дошкольников с ОНР. Предложены соответствующие средства и методики, которые позволяют улучшить динамику развития диалогической речи детей. Рассмотрены формы и методы работы воспитателя, учителя-логопеда и педагога психолога с детьми с ОНР дошкольного возраста.
Практическая значимость: предложен диагностический инструментарий для выявления трудностей речевого развития детей с ОНР. Созданы рабочие методики на основе существующих оценочных инструментов, предоставлены рекомендации для воспитателя ДОУ. Работа может быть полезна педагогическим работникам ДОУ и студентам-практикантам, работающих с детьми с ОНР.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ 49, г. Муром, Владимирской области. Количество детей – 10 человек.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, эксперимент, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема развития диалогической речи в психолого-педагогической литературе
В период дошкольного детства дети всегда активно осознают и осваивают все формы речи. Также, они знакомятся со звуковым составом слов. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребёнка в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно и непрерывно развивается. Происходит это благодаря освоению осмысленной речи и развития диалоговой речи. Дети всё активнее используют различные речевые логические построения в своей разговорной речи. Это помогает ему понять, что хотят от него родители, и иные взрослые, у них появляется способность классифицировать предметы, различать иерархию различных объектов и др. [3].
Вопросами развития связной речи детей исследователи занимались всегда, и во все времена. Проблемами связной речи занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др. Каждый их учёных и исследователей приводит свои доводы в пользу необходимости развития связной речи детей, поскольку именно в дошкольный период времени каждый субъект начинает овладевать социальным пространством человеческих отношений. Происходит это прежде всего через общение. Дети, которые посещают ДОУ в этом вопросе выигрывают по отношению к тем детям, которые воспитываются дома. Игры и общение с другими детьми помогает ребёнку адаптироваться в социуме и учиться полезным средствам коммуникации.
В ходе общения у ребенка формируются коммуникативно-речевые умения и навыки. Он вступает в контакт, устанавливает и поддерживает взаимоотношения и пытается понять партнёра. Формирование и развитие умений и навыков речевого общения является одной из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
Одна из основных задач педагогов дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями речи - найти пути к развитию у каждого ребенка умений и навыков речевого общения.
Вопросами исследования и изучением детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах занимаются следующие направления:
-клиническое (Е.М. Мастюкова и др.):
- психолингвистическое (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович и др.);
-психолого-педагогическое (Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская и др.).
Ребёнок становится замкнутым и необщительным. Он ограничен в контактах, в общении со взрослыми и сверстниками, медленно включается в ситуацию общения. Ему трудно поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и др. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). У таких детей плохо формируются коммуникативные умения и навыки (С.А. Миронова, Н.Шаховская и др.).
Учёные и исследователи уверены, что все психические процессы активно развиваются у ребёнка именно в дошкольном возрасте. Большую роль при этом играют познавательные процессы. Именно они способствуют формированию связной речи ребёнка. От того, как ребёнок говорит и мыслит, будет зависеть всё его дальнейшее обучение, в том числе и в школе. С течением времени ребёнок постепенно овладевает диалогической речью, а на её основе, и монологической [18].
В ФГОС ДО отражены все необходимые задачи для того, чтобы ребёнок овладевал разговорной связной речью как основным средством культуры, общения и коммуникации. В дошкольном периоде времени у каждого ребёнка идёт активное овладение словарём. Каждый день он узнаёт новые слова и их смысл. Благодаря диалогической речи ребёнка понимают все окружающие, и каждый ребёнок всегда старается объяснить то, что сам хорошо понимает.
Активный словарь позволяет выстраивать дошкольнику связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Вместе с этим процессом развивается его интонационная и звуковая культура.
Психологи говорят о том, что на практике есть возможность реализовать все цели и задачи, связанные с активной речью детей лишь в том случае. Если педагоги и иные специалисты будут учитывать ведущую деятельность ребёнка. Это несомненно связано с ведущей деятельностью дошкольников, а именно, с игровой деятельностью. На этой основе выстраивается практически деятельность всех специалистов, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Учитель – логопед, к примеру, при работе с ребёнком использует разнообразные игровые упражнения, игровые задания и иные элементы игры. Сегодня существует множество игровых методик, которые в своей работе используют психологи и логопеды [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова А.Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С.68-73.
3. Басаргина, Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Текст] /Л.В. Басаргина // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования: материалы международной научно-практической интернет-конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - С. 281 - 287. // http://www.sipk.ru. (дата обращения 02.02.2024).
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
5. Вакуленко Ю.А. - Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2017. - 93 с.
6. Винокурова К.М. Психологическая характеристика видов деятельности детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskaya-harakteristika-vidov-deyatelnosti-detey-s-rechevimi-narusheniyami-2388088.html (дата обращения 02.02.2024).
7. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2001. – 448 с.
8. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
10. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
11. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 20.01.2024).
12. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 20.01.2024).
13. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. 316 с.
16. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 317 с.
17. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
18. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 20.01.2024).
19. Копылова, Л.В. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. [Текст]/ Л.В. Копылова, А.Г. Перетягина, Т.Г. Подкидышева -Пермь, 2007 // http://logopediya.com. (дата обращения 02.02.2024).
20. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 20.01.2024).
21. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 20.01.2024).
22. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 20.01.2024).
23. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. – 678 с.
24. Методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обследование состояния звукопроизношения» // https://pedlib.ru/Books/3/0317/3_0317-44.shtml (дата обращения: 29.01.2024).
25. Методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обследование состояния артикуляторной моторики» // https://pedlib.ru/Books/3/0317/3_0317-44.shtml (дата обращения: 29.01.2024).
26. Методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обследование восприятия и дифференциации звуков» // https://pedlib.ru/Books/3/0317/3_0317-44.shtml (дата обращения: 29.01.2024).
27. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст]/ Н.В. Нищева - СПб.: Детство-пресс, 2005. – 655с.
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
30. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
31. Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине [Электронный ресурс]//Образовательный сайт «allbest». ‒ Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3ac68b5c43a89521306c26_2.html (дата обращения 02.02.2024).
32. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения 02.02.2024).
33. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2000. - 176 с.
34. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
35. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова- М.: Гном и Д, 2000. – 128 с.
36. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособиедля логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - 2-е изд., испр. [Текст] /Г.В. Чиркина–М.: АРКТИ, 2006. - 240 с.
37. Шаховская, С.Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. [Текст] /С.Н. Шаховская, Б.И.Шостак - М.: Просвещение, 2008. – 54 с.
38. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] /Л.М. Шипицина - СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
39. Шипицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и
сопровождение развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов.
[Текст] /Л.М. Шипицина – М.: Владос, 2003. – 528 с.
40. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. М. Шпицина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 92 с.