Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребёнка со сверстниками является актуальной и важной для изучения, так как семья является основной и наиболее значимой средой, в которой формируются основы личности и социализации ребенка. Взаимоотношения с ровесниками играют большую роль в жизни ребенка и могут существенно влиять на его эмоциональное, социальное и психологическое развитие.
Таким образом, определена проблема исследования: недостаточная изученность взаимосвязи между стилем семейного воспитания и взаимоотношениями ребенка со сверстниками.
Цель исследования заключается в выявлении влияния стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребенка со сверстниками.
Объект исследования: отношения ребенка со сверстниками.
Предмет исследования: факторы семейного воспитания, которые оказывают влияние на взаимоотношения ребенка со сверстниками.
Гипотеза исследования: предположение о том, что дети, воспитываемые в семьях с более авторитарным стилем воспитания, будут испытывать большие трудности в установлении дружеских отношений с другими детьми, в то время как дети, воспитываемые в семьях с демократическим стилем воспитания, будут иметь большую способность устанавливать и поддерживать эти отношения.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) определить понятие "стиль семейного воспитания"
2) провести обзор основных типов стилей семейного воспитания;
3) исследовать последствия стилей семейного воспитания на развитие взаимоотношений ребёнка со сверстниками;
4) предложить рекомендации семьям конкретных стратегий и методов воспитания, способствующих улучшению взаимоотношений ребёнка со сверстниками;
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование влияния стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребёнка со сверстниками
1.1. Определение понятия "стиль семейного воспитания"
Семейное воспитание - это комплекс процессов, методов и подходов, которые родители и/или опекуны используют для формирования личности и поведения своих детей. Стиль семейного воспитания описывает характерные особенности и подходы, которые используются в рамках конкретной семьи.
Существует несколько основных стилей семейного воспитания, каждый из которых имеет свои особенности и принципы.
- Авторитарный стиль характеризуется строгим контролем и дисциплиной со стороны родителей. Они накладывают жесткие правила и ожидают от детей безоговорочного подчинения. В таких семьях родители обычно принимают все решения самостоятельно, без участия детей.
- Демократический стиль воспитания предполагает активное участие родителей и детей в принятии решений и установлении правил. Здесь родители обычно ставят перед собой задачу развивать автономию и ответственность у своих детей, при этом уважая их мнение и индивидуальность [16, с. 29].
- Пермиссивный стиль воспитания характеризуется высокой степенью свободы и лояльности со стороны родителей. Здесь они редко накладывают ограничения и правила на детей, позволяя им принимать собственные решения и самостоятельно определять свою активность.
- Нерегулярный стиль воспитания предполагает непредсказуемость и неконсистентность в поведении родителей. Они могут быть то авторитарными, то демократичными, склоняться к пермиссивности или быть недостаточно вовлеченными в воспитание. Этот стиль может приводить к непоследовательности и путанице для детей.
Каждый из этих стилей воспитания влияет на развитие и формирование личности ребенка, его способность к сотрудничеству, самостоятельности, эмоциональной стабильности, адаптированности в обществе и принятию решений. Важно отметить, что стиль семейного воспитания может быть комбинированным или изменяться с течением времени в зависимости от конкретной ситуации или возраста ребенка.
Значимость взаимоотношений ребёнка со сверстниками для его социального развития и адаптации в обществе невозможно преувеличить. Взаимодействие с ровесниками играет ключевую роль в формировании личности и социальных навыков ребёнка. Оно позволяет ему учиться и применять различные стратегии взаимодействия, развивать общение, сотрудничество, эмпатию и саморегуляцию [11, с. 74].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 95 с.
2. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 91 с.
3. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с.
4. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 130 с.
5. Зобков, В. А. Психология развития и воспитания отношения человека к другим людям : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 75 с.
6. Колесникова, Г. И. Девиантология : учебник и практикум для вузов / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 61 с.
7. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 166 с.
8. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 134 с.
9. Рожков, М. И. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 152 с.
10. Симановский, А. Э. Психология обучения и воспитания : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 21 с.
11. Социология воспитания : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 74 с.
12. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 55 с.
13. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 143 с.
14. Торохтий, В. С. Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 253 с.
15. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с.
16. Шнейдер, Л. Б. Психология родительства : учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 29 с.
17. Шнейдер, Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях : практическое пособие / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 117 с.
18. Щуркова, Н. Е. Жизнь и воспитание : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 39 с.