Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования связана с нюансами коррекционной логопедии, в частности с облегчением восприятия текстового материала слабовидящими школьниками. Исследование посвящено сложной взаимосвязи между нарушениями зрения и когнитивным развитием, а также изучению того, как сенсорные ограничения влияют на усвоение и интерпретацию письменного контента. Доказательная ценность данного исследования заключается в стремлении прояснить и усовершенствовать педагогические стратегии, направленные на смягчение образовательных трудностей, с которыми сталкивается данная демографическая группа.
Проблемное поле исследования распространяется на психофизиологические основы, присущие слабовидящим ученикам, что требует глубокого понимания их уникальных парадигм обучения. В ходе исследования необходимо проанализировать и изменить структуру существующих логопедических мероприятий, чтобы они отвечали идиосинкразическим потребностям этих учеников. Изучая эффективность различных коррекционных методик и дидактических игр, это исследование стремится стать источником инновационных подходов, выходящих за рамки традиционных образовательных практик. Центральное место в исследовании занимает изучение динамики памяти и внимания – ключевых элементов, лежащих в основе навыков чтения. Исследование направлено на раскрытие компенсаторных механизмов, используемых слабовидящими учениками, с намерением предоставить им эффективные инструменты для продвижения по академическому пути.
Данное исследование не только стремится внести свой вклад в академический дискурс об исправительной логопедии, но и способствовать ощутимым педагогическим достижениям. Преодолевая разрыв между теоретическими основами и практическим применением, это исследование обещает значительно улучшить образовательный опыт слабовидящих школьников, тем самым обогатив гобелен инклюзивного образования.
Объектом исследования являются коррекционные логопедические мероприятия, предназначенные для слабовидящих школьников, с особым акцентом на улучшение понимания ими текстового контента. Предметом исследования является сложный сплав педагогических приемов, когнитивных стратегий и адаптивных механизмов, которые облегчают процесс чтения у этой уникальной когорты.
Цель данного исследования – определить и усовершенствовать образовательные методики, которые могут значительно улучшить способности слабовидящих учеников к пониманию текста. Для достижения этой цели в исследовании ставится ряд тщательно структурированных задач: во-первых, препарировать психофизиологические тонкости, характеризующие эту демографическую группу, тем самым получив глубокое понимание их когнитивного ландшафта. Во-вторых, провести критический анализ существующих коррекционных и педагогических стратегий, оценив их эффективность и выявив потенциальные области для инноваций. В-третьих, исследовать сферу дидактических игр и специализированных учебных материалов, оценив их роль в развитии когнитивных и лингвистических способностей.
Благодаря интеграции многогранных методологий и использованию авангардной научной терминологии это исследование стремится внести свой вклад в корпус знаний по исправительной логопедии. Конечное стремление – выйти за рамки традиционных образовательных моделей, открыв новую эпоху инклюзивного обучения, которое почитает разнообразные возможности и потенциал всех учеников, независимо от их сенсорных ограничений.
Методологическая основа исследования базируется на стечении фундаментальных работ и авангардных исследований, освещающих многогранные аспекты коррекционной педагогики и специальной психологии для детей с нарушениями зрения. В сборнике Н.Д. Соколовой и Л.В. Клинниковой «Дети с ограниченными возможностями здоровья: Проблемы и инновационные тенденции в образовании и воспитании» служит краеугольным камнем, открывающим всеобъемлющую панораму проблем и инновационных траекторий в педагогической сфере для этой демографической группы. Трактат Н.А. Одиноковой «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными зрительными возможностями» предлагает глубокое исследование психофизиологических тонкостей зрительного восприятия, обеспечивая это исследование нюансами понимания сенсорного мира слабовидящих учеников. Исследования Н.П. Поляковой «Проблема формирования языковой компетенции у подростков с тяжелыми нарушениями зрения» и «Формирование универсальных учебных действий у детей с глубокими нарушениями зрения» дают критическую линзу, через которую рассматриваются лингвистические и когнитивные проблемы, с которыми сталкиваются эти ученики.
Педагогическая экзегеза Н.М. Назаровой и др. в «Специальной педагогике» очерчивает основополагающие педагогические стратегии, необходимые для удовлетворения уникальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассуждения Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной на тему «Речь и развитие аномальных детей» проясняют запутанную взаимосвязь между развитием речи и когнитивным ростом у детей с аномалиями развития. Работа А.Р. Матера и Г.В. Цикото «Воспитание детей с тяжелой умственной отсталостью» и Н.Я. Семаго «Новые подходы к коррекционной работе с детьми с различными типами отклоняющегося развития» расширяют методологический спектр, предлагая взглянуть на инновационные коррекционные стратегии и педагогические интервенции.
Научные работы А.А. Сарсенбаевой и Ж.С. Кушкебаевой, а также «Логопедия» Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской дополняют исследовательскую базу, предлагая взгляды на образовательные методики и логопедические практики, подходящие для детей со сложными дефектами. В международном контексте основополагающие тексты Корн Энн Л. и Эрин Джейн Н. «Основы слабовидения», а также эмпирическое исследование Кенига Алана Дж. и Холбрука М. Кея «Обучение чтению по Брайлю» вносят глобальный аспект в понимание образования детей с нарушениями зрения. Инновационное исследование Й. Эрлиты «Обучение чтению с помощью визуализации» и аналитическое исследование Кэмпена и др. о том, как учителя интерпретируют отображения взгляда учеников в заданиях на понимание прочитанного, предлагают современный взгляд на педагогические приемы и роль технологий в образовании слабовидящих учеников.
Исследование О. Преда на тему «Эксплицитное обучение на основе интерактивных педагогических методов, используемых для понимания прочитанного» объединяет рассуждения об интерактивных и эксплицитных стратегиях обучения, обогащая методологическую базу передовыми педагогическими подходами.
Объединение научных трудов и эмпирических исследований формирует фундамент, на котором строится данное исследование, сплетая традиционные педагогические теории с современными образовательными инновациями для создания комплексного и многогранного методологического подхода к улучшению понимания текста слабовидящими школьниками.
Научная новизна данного исследования заключается в стремлении объединить коррекционные логопедические стратегии с инновационными педагогическими технологиями, тем самым создав авангардный подход к улучшению понимания текста слабовидящими школьниками. Исследование выходит за рамки традиционных парадигм, объединяя нейрокогнитивные знания с передовыми дидактическими методологиями и стремясь создать индивидуальный образовательный эшафот, учитывающий идиосинкразические когнитивные и сенсорные особенности этой когорты.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что многомерное образовательное вмешательство, тщательно адаптированное к уникальным перцептивным и когнитивным ландшафтам слабовидящих учеников, может значительно улучшить их способность к восприятию текста. Согласно данному предположению, сочетание целенаправленных логопедических техник в сочетании с адаптивными педагогическими инструментами и обогащенными дидактическими материалами приведет к качественному скачку в приобретении навыков чтения и понимания текста.
Исследование предполагает, что стратегическое включение тактильных и слуховых способов обучения наряду с традиционными визуальными парадигмами может послужить катализатором более глубокого усвоения текстового контента, тем самым обходя сенсорные ограничения, присущие нарушениям зрения. В исследовании предполагается, что использование стратегий когнитивной реабилитации, таких как мнемонические приемы и техники фокусировки внимания, будет способствовать укреплению памяти и когнитивных способностей этих учеников, тем самым способствуя более тонкому и глубокому пониманию текстовых повествований.
Данное исследование стремится открыть новую педагогическую эпоху в обучении слабовидящих учеников, в которой слияние коррекционной логопедии, когнитивной науки и технологических инноваций объединяется для создания инклюзивной, адаптивной и эффективной среды обучения. Благодаря новаторскому подходу исследование призвано не только улучшить академическую траекторию слабовидящих учеников, но и обогатить педагогический дискурс свежими идеями и методологиями, тем самым внеся значительный и новый вклад в область специального образования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в корпус знаний в области коррекционной логопедии и специального образования, особенно в контексте улучшения понимания чтения у слабовидящих школьников. Исследование стремится преодолеть пробелы в существующих педагогических рамках путем интеграции нейрокогнитивных теорий и логопедических представлений, тем самым предлагая новую перспективу, через которую можно пересмотреть и решить образовательные проблемы, с которыми сталкиваются слабовидящие школьники. Проясняя сложную взаимосвязь между сенсорными нарушениями, когнитивными процессами и усвоением языка, это исследование расширяет теоретический дискурс вокруг адаптивных образовательных стратегий, способствуя более глубокому пониманию многогранной природы обучения при наличии визуальных ограничений.
С практической точки зрения, последствия этого исследования многообразны и выходят за рамки академической сферы, влияя на педагогические методики, используемые в условиях специального образования. Результаты исследования могут стать основой для разработки инновационных учебных материалов и методических пособий, специально предназначенных для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей слабовидящих учеников. Предлагая эмпирически подтвержденные стратегии улучшения понимания текста, это исследование предоставляет педагогам и логопедам надежный инструментарий адаптивных техник и вмешательств, тем самым способствуя созданию более инклюзивной и эффективной образовательной среды.
Данное исследование вносит значительный теоретический и практический вклад в область специального образования, обещая не только продвинуть академические знания, но и стимулировать ощутимые улучшения в педагогических подходах, используемых в обучении слабовидящих учеников. Благодаря подобному двойному вкладу исследование способно значительно повысить качество образования, получаемого учениками данной группы, тем самым способствуя повышению успеваемости, социальной интеграции и общему благополучию слабовидящих школьников.
Глава 1. Теоретические аспекты коррекционно-логопедической работы со слабовидящими школьниками
1.1. Особенности психофизиологического развития слабовидящих детей
Психофизиологическое развитие детей с нарушениями зрения представляет собой сложное взаимодействие сенсорных ограничений и когнитивных адаптаций. Нарушения зрения оказывают глубокое влияние на созревание фундаментальных психологических функций, что требует глубокого понимания этой динамики для эффективного коррекционно-логопедического вмешательства. Как отмечают Н.Д. Соколова и Л.В. Клинникова, образовательные и воспитательные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, требуют инновационных педагогических подходов, учитывающих их уникальные траектории развития [Соколова, Клинникова, 2001].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей // Альманах Института коррекционной педагогики, 2015. Альманах № 22.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для учеников дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Клинникова. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
4. Матер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 208.
5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия». 400 с., 2005.
6. Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности / под ред. Е.А. Омельченко. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 192 с.
7. Одинокова Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 159 с.
8. Полякова, Н.П. Проблема формирования лингвистических компетенций у подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в условиях школы Ш-1У вида / Н.П. Полякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук (часть 2.). – М., 2013 – №10 (58) – С. 195-198.
9. Полякова, Н.П. Формирование универсальных учебных действий у детей при глубоких нарушениях зрения в условиях школы Ш-1У вида / Н.П. Полякова // Теоретические и методологические проблемы современного. -М. : Спецкнига, 2013.- с. 213-217.
10. Сарсенбаева, А.А. Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения / А.А. Сарсенбаева, Ж.С. Кушекбаева // Молодой ученый, 2013. № 11.1 (58.1). С. 36-38.
11. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. № 1. С. 18-29.
12. Campen, C., Kok, E., Doornik, R., Vries, P., Immink, M., Jarodzka, H., & Gog, T. How teachers interpret displays of students’ gaze in reading comprehension assignments. Frontline Learning Research. 2021. https://doi.org/10.14786/flr.v9i4.881.
13. Corn Anne L., Erin Jane N. Foundations of Low Vision: Clinical and Functional Perspectives. 2nd ed. 2010. 576 p.
14. Dodick, D., Starling, A., Wethe, J., Pang, Y., Messner, L., Smith, C., Master, C., Halker-Singh, R., Vargas, B., Bogle, J., Mandrekar, J., Talaber, A., & Leong, D. The Effect of In-School Saccadic Training on Reading Fluency and Comprehension in First and Second Grade Students. Journal of Child Neurology, 2017. 32, 104 – 111. https://doi.org/10.1177/0883073816668704.
15. Dunn, L. Using Elements of a Screenplay to Promote Visualization and Increase Reading Comprehension in Secondary Students with High Incidence Disabilities. Reading & Writing Quarterly, 2020. 37, 395 – 412. https://doi.org/10.1080/10573569.2020.1839611.
16. Erlita, Y. TEACHING READING BY VISUALIZATION AS A STRATEGY. BAHAS.2021. https://doi.org/10.24114/bhs.v32i4.30547.
17. Hayati, M., Ramzanzadeh, N., & Farrokhi, N. Effect On the Cognitive Processing Training On Visual Memory and Comprehension of Students with Learning to Read Third Grade to Fifth Karaj. European Psychiatry, 2015. 30, 1-1. https://doi.org/10.1016/S0924-9338(15)30795-1.
18. Hrechka, A., Pavlyk, O., & Lysohor, L. Formation of the reading comprehension skill in primary school students by visualization. SHS Web of Conferences. 2022. https://doi.org/10.1051/shsconf/202214202004.
19. Koenig Alan J., Holbrook M. Cay. Learning to Read Braille: A Study of Reading Comprehension in Children with Visual Impairments. 2000. 212 p.
20. Prasetyorini, K., & Palupi, D. Utilization of English Reading Strategies by the Visually Impaired Student of Universitas Brawijaya for English Learning Material Comprehension. 2018. https://doi.org/10.5220/0008216002100219.
21. Preda, O. Explicit learning based on interactive pedagogical methods used for reading comprehension. 2020. 62-68. https://doi.org/10.26744/rrttlc.2020.6.2.06.
22. Rodriguez-Barrios, E., Melendez-Armenta, R., García-Aburto, S., Lavoignet-Ruíz, M., Sandoval-Herazo, L., Molina-Navarro, A., & Morales-Rosales, L. Bayesian Approach to Analyze Reading Comprehension: A Case Study in Elementary School Children in Mexico. Sustainability, 2021. 13, 4285. https://doi.org/10.3390/SU13084285.