Фрагмент для ознакомления
2
Современная экономика любой страны представляет собой сеть разветвленных отраслей, состоящую из сложной взаимосвязи хозяйствующих субъектов и их взаимоотношений с внешними агентами других стран. Основой этих отношений являются расчеты и платежи, при которых выполняются взаимные требования и обязательства.
Экономическая суть расчетов заключается в перераспределении денежных ресурсов между участниками торговых и иных отношений. В процессе их внедрения была реализована основная социальная функция валюты, как средства оплаты продукции, товаров, работ и услуг других организаций.
В бухгалтерском учете организационные расчеты понимаются как [11, с. 8]:
- выплата другим юридическим и физическим лицам посредством перевода или выдачи денежных средств, передачи товаров, выполнения проектов или оказания услуг, передачи акций, облигаций или части уставного капитала, а также владения другими материальными и нематериальными активами организации;
- получение работ, услуг, результатов работы, акций, облигаций или части уставного капитала юридических и физических лиц и других материальных и нематериальных активов покупателя, учредителя и других прав на товар;
- получение денежных средств, товаров, проектов, услуг, акций, облигаций или части уставного капитала и других материальных и нематериальных активов юридических и физических лиц для оплаты переданных товаров, проектов, услуг и других материальных и нематериальных активов;
- передача права собственности на готовую продукцию, товары, проекты, услуги, акции, облигации или часть уставного капитала и другие материальные и нематериальные активы организации в качестве поставщика (подрядчика) другим юридическим и физическим лицам.
Вычислительная взаимосвязь, возникающая при реализации перечисленных фактов экономической жизни, предусматривает существование следующих основных элементов [14, с. 8]:
- участники платежа - поставщики и грузополучатели, плательщики и получатели платежей, материальные и нематериальные активы и т.д.;
- расчетные операции - товары, услуги, выполненные работы, ценные бумаги, финансовые требования и обязательства, а также валюты, включая иностранную валюту, денежные средства;
- платежные учреждения - банковская система (коммерческие банки и платежные центры и кассовые аппараты, а также клиринговые компании);
- учет фактов хозяйственной жизни, отражающих движение денежных средств и корректировку расчетных отношений;
- контроль за правильным и своевременным исполнением расчетов с бюджетом, банками, сотрудниками, покупателями, поставщиками, другими дебиторами и кредиторами;
- проверка своевременности и точности расчетов.
Расчеты, выполняемые организацией, могут быть классифицированы следующим образом:
а) по организационному признаку:
- внутренние (расчеты внутри организации в ходе ее основной деятельности);
- внутриведомственные (расчеты между организациями и учреждениями более высокого уровня: департаментами и управлениями);
- внутриэкономические (расчеты между организациями в соответствии с поставленными товарами, оказанными услугами, выполненной работой и т.д.).
б) по месту осуществления деятельности:
- местные;
- иногородние;
- международные;
в) по субъектам расчетов:
- оплата сторонними юридическими лицами (поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчицами, учредителями, налоговыми органами, органами социального обеспечения и охраны окружающей среды, другими организациями и учреждениями), не имеющими отношения к организации;
- расчеты с физическими лицами и третьими лицами (включая сотрудников организации, заработную плату, суммы обязательств, социальное страхование, взносы в уставный капитал, другие виды бизнеса (продукты питания, кредиты и т.д.)).
Согласно главе 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, как граждане, так и юридические лица могут расплачиваться друг с другом наличными и безналичными средствами [1, с. 55].
В случае неденежного платежа, в договоре, регулирующем отношения между двумя сторонами, он должен основываться на характере фактов экономической жизни, деталях взаимоотношений между контрагентами, продолжительности сотрудничества, степени автоматизации бухгалтерского учета и других факторах:
- платежное поручение;
- чек;
- аккредитив;
- платежные требования.
В настоящее время наиболее распространенным, удобным и надежным способом оплаты является форма расчета заказа.
Платежная квитанция - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему банку о переводе определенной суммы денег на счет получателя платежа, оформленное расчетным документом.
Согласно ст. 864 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержание платежного поручения и представленных вместе с ним расчетных документов и их формы должны соответствовать требованиям закона и сформулированным в соответствии с ним банковским правилам. Банк не принимает платежные поручения, не соответствующие требованиям.
Платежные поручения могут быть оплачены в следующих случаях: [20, с. 86]
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- уплата налогов: перечисление средств в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней;
- погашение кредитов, выплата процентов и другие банковские услуги;
- перевод на депозитный счет;
- перевод денежных средств на другие цели, предусмотренные законом или договором (спонсорский перевод, участие в аукционах и т.д.).
Согласно условиям контракта, платежные поручения могут использоваться для предоплаты товаров, проектов, услуг или осуществления регулярных (плановых) платежей.
Другой формой неденежных расчетов, используемой контрагентами, является расчет чеком, который предусматривает использование в качестве платежного документа чека, содержащего ценные бумаги, выданные банку эмитента чека с письменным распоряжением о переводе указанной в чеке суммы с его счета получателю денежных средств [2, с. 88].
Принимаются чеки на переменную сумму, которые действительны в течение 10 дней, за исключением даты отъезда.
Организации могут получить чековые книжки в своих банках. При выдаче чековой книжки банк указывает, что лимит собственных средств, на которые может быть выписан чек (устанавливается организацией), и срок использования чековой книжки не должны превышать 6 месяцев (устанавливается банком).
Существует два типа чековых книжек: лимитированные и безлимитные. Разница между ними заключается в том, что получение лимитированной книжки сопровождается внесением полной оплаты на счет получателя книжки.
Довольно распространенной формой расчетов между контрагентами является аккредитив, форма расчетов, при которой, согласно распоряжению плательщика, банк обещает выплатить получателю денежных средств в соответствии с условиями, указанными плательщиком в заявке на аккредитив, или передать полномочия другому лицу. банк (исполнитель завещания).
1.2 Цели и методологические основы организации бухгалтерского учета с деловыми партнерами
В процессе финансово-хозяйственной деятельности организация осуществляет расчеты с различными поставщиками и подрядчиками. Для того чтобы обобщить информацию о некоторых из этих операций, существуют специальные счета, такие как 60 «Платежи с поставщиками и подрядчиками», 62 «Платежи покупателям и заказчикам» и т.д.
К основным задачам соглашения между бухгалтерией и деловыми партнерами относятся: [8, с.194]
- формирование полной и достоверной информации со статусом платежей поставщиков и покупателей, необходимой внутренней и внешней бухгалтерской отчетности пользователей;
- предоставление пользователям необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и ее объектов, наличием и перемещением товаров и обязательств при осуществлении хозяйственных операций организации, а также использовать в соответствии с утвержденными нормами, эталонами и сметами;
- отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль соблюдения форм расчетов, предусмотренных в контрактах с поставщиками и покупателями;
- проверка с поставщиками и подрядчиками, чтобы исключить просроченную задолженность.
Организации, предоставляющие товары и услуги, называются поставщиками. Организация, предоставляющая услуги по договору строительного подряда и выполняющая различные виды работ по техническому обслуживанию и монтажу, называется подрядчиком.
Комплексный учет расчетов с товарами, внеоборотными активами, поставщиками техники и услуг осуществляется на балансовом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который отражает появление как в кредите, так и в дебете платежей.
Кредитовое сальдо счета 60 указывает на наличие у организации задолженности перед поставщиками и подрядчиками. В некоторых случаях это может быть дебетовое сальдо, отражающее авансовый платеж поставщику [10, с. 16].
Кроме того, в дебете счета также отражается оплаченная стоимость материальных товаров, которые не были получены вовремя и/или находились в пути.
Независимо от времени оплаты полученных товаров, проектов или услуг (до или после получения ценностей, проектов или услуг), на счет 60 зачисляется стоимость принятых товаров, проектов и услуг, включая услуги по доставке. [3, с. 119]
К товару должен прилагаться соответствующий документ, содержащий имена поставщика и покупателя, адрес, наименование поставляемого товара, единицу измерения, количество, цену и стоимость, а также подписи ответственных представителей поставщика и покупателя, и подтверждено печатями.
Как правило, первоначальный документ, подтверждающий прибытие актива, зависит от условий доставки. Эти документы могут включать сопроводительные документы, такие как грузовые накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, накладные общего характера, передаточные документы и т.д.
Показать больше